Калбак-Таш. Петроглифы

1:52 pm Петроглифы

Самый первый перевод одной из строк, состоящей из 39 знаков, осуществил новосибирский ученый В.М. Наделяев: «Земля — вечное бытие! Облагодетельствуй дом (семью) лекаря травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй — изгони! Сотвори благодать! Земля — Чернь!»

Название места переводится как «плоский расширенный висячий камень, гора». Находится оно на правом берегу реки Чуя, на 723 км Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро.

На скальной уплощенной возвышенности, расположенной поперек долины реки Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5 тысяч рисунков. Все они выбиты каменными или металлическими орудиями в основном точечной техникой. Древнейшие из рисунков датируются 8-м тысячелетием до Рождества Христова.

Анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет наметить несколько этапов создания этого святилища:

Эпоха неолита (6-4 тыс. до н.э.)
представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненными контурным желобком. Размеры некоторых фигур достигают 2 м х 3 м.

Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.)
к ней относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), мужские фаллические фигуры; колесницы и вьючные быки; погонщики и войны, вооруженные копьями; фантастические хищники и олени и т.п. К числу редко встречаемых на Алтае в эту эпоху также следует отнести рисунки медведя, змеи и знаков-символов.

Скифская эпоха (YIII-III в.в. до н.э.)
характеризуется сценами охоты на оленей, а также главными персонажами скифо-сибирского звериного стиля (козлы, волки, лошади, собаки и др.)

Древнетюркская эпоха (YI-X в.в.)
выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити.

Калбак-Таш — это не только уникальный комплекс древних петроглифов. Здесь обнаружены также надписи, относящиеся к древне-тюркскому периоду. На сегодняшний день на Калбак-Таше выявлено 30 строк рунического письма, выполненного енисейским алфавитом.

А вот еще несколько фото с посещения Клубом этого комплекса:

Интересны следующие изображения:

Как видите, существа имеют странные головные уборы. Где-то в этнографической литературе встречалось описание подобных изображений у населения Севера, где данные существа олицетворяли - “мухоморы”. В Алтае же культа грибов не было. И что они держат в руках? Кстати, видимо подобные петроглифы есть и на Байкале

Сверху изображена фигура “волка” ( как его называют “знатоки”). Мне кажется, что различие в технике выполнения изображений дает повод считать данные изображения несвязанными. Но по объяснению проводящих экскурсию, данный комплекс представляет изображение людей, с душой в центре, и за душой охотится волк.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.