Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 3. ПРАЗДНИК “СТРАНЫ ТАНЦУЮЩИХ ОЛЕНЕЙ”

6:02 am Археология, История, Публикации

Часть I. Глава 1. У ЗОЛОТОНОСНОГО ПЛУТОНОВА ПОТОКА.

Часть I. Глава 2. АЛТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН.

“Страна танцующих оленей”

Несколько недель мы занимались исследованием археологических древностей в местной округе. На скальных выходах, расположенных рядом с могильником Майемер II, нам удалось обнаружить ранее неизвестные петроглифы. Очень часто нам встречались на камнях изображения оленей. Их было так много и выглядели они настолько интересно, что, находясь под впечатлением от увиденного, я назвал этот край “Страной танцующих оленей”.

Здесь же был найден и оленный камень. На нем схематично древний мастер изобразил фигуру воина. В ушах у него виднелись серьги, на поясе предметы вооружения – чекан, лук в колчане, а ниже располагалось зеркало.

Мы внимательно изучили памятники древнего изобразительного искусства. Они относятся к раннескифскому времени. Сюжеты представлены одиночными и групповыми изображениями животных, а также символических знаков. Наиболее интересной находкой стало изображение в виде розетки из оленьих голов.

Вполне вероятно, что они были оставлены народом, которому принадлежал и могильник Майемер II. Поэтому нам следовало тщательно изучить их, прежде чем приступить к самим раскопкам.

* * *

Стоял июль. В тот год лето на Алтае выдалось жарким. Несколько дней не было дождя. Такое здесь случается редко, но если уж происходит, то местные жители обычно «вызывают» дождь. Этот обряд называется «тасаттык».

Участники нашей экспедиции стали очевидцами одного из древнейших ритуалов. В наши дни он проводится не так, как это происходило много веков назад: шаманов сменили служители ислама и вместо бубнов звучат молитвы на арабском языке. Нет «варварских» плясок вокруг костра и только дети обливаются водой. Тем не менее, приметы далекого прошлого сохранились.

13 июня люди съехались к берегу реки, где на широкой седловине, расположенной между двух сопок, накрыли несколько огромных дастарханов. На них расставили богатое угощение. Затем, совершив жертвоприношение, приступили к трапезе. В тот день нам посчастливилось отведать все, чем богат Алтай. Причем, еду необходимо было съесть всю, а до тех пор никто не покидал праздника. Закончился он только поздней ночью.

Удивительно, но после торжества и дождь пошел, и жара спала. Правда, не сразу, а через два дня. Можно было бы назвать это чистой случайность, о которой не стоило даже упоминать. И все-таки мы решили рассказать о произошедшем. Почему?

Дело в том, что сохранились письменные свидетельства о колдовстве кочевников. Например, древнекитайские летописцы неоднократно сообщали о том, что степные шаманы способны вызывать дождь при помощи специального камня – яда. Так, в повествованиях Юбани говорится о колдунах, вызывающих дождь и холод. Подобные сообщения существуют не только у китайцев.

Европейский автор Григорий Турский пишет, что во время войны аваров с франками колдуны кочевников вызвали грозовую бурю, причем молния ударила во франкский лагерь, благодаря чему авары победили и пленили самого короля Сигберта.

Упоминания о том, что кочевники используют колдовство на полях сражений, оставили и арабские летописцы. Хазары при помощи магии остановили продвижение мусульман на север. Фирдоуси описывает «волшебство» тюрков так: «Колдуны вызывали ветер и черную тучу, осыпавшую персов стрелами».

Примеры можно продолжить, их немало, но в наше время они не способны доказать того, что люди могут влиять на погоду при помощи колдовства. Словом, хотите – верьте, а не хотите – нет.

Продолжение следует.

По материалам и рассказам участников международной археологической экспедиции.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.