Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 4. ЗАГАДОЧНАЯ НАХОДКА.

5:20 am Археология, Публикации

Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 1. У ЗОЛОТОНОСНОГО ПЛУТОНОВА ПОТОКА.
Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 2. АЛТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН.
Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 3. ПРАЗДНИК “СТРАНЫ ТАНЦУЮЩИХ ОЛЕНЕЙ”

Загадочная находка

Почти полмесяца ушло на исследование местности, прежде чем мы приступили к самим раскопкам. Первым делом следовало выбрать объект. Одно из погребений показалось нам наиболее интересным. По внешним признакам можно было судить, что оно не было разграблено. Это обстоятельство придало оптимизма, и мы взялись за лопаты, скребки и щеточки.

Могильная яма находилось под малоприметной сильно задернованной каменной наброской. На расчистку ушло несколько дней. Только после этого нам удалось разглядеть внешний вид захоронения. Вот тут-то мы и столкнулись с первой неожиданностью.

С северной стороны кургана был обнаружен камень с прочерченными на нем тремя кругами. Должно быть, эти символы отражали религиозно-философские представления древних обитателей Алтая.

По ходу раскопа мы производили фотосъемку, зарисовки. Одни только описания заняли большое количество страниц научного отчета. Эта часть работы всегда выполняется с особой тщательностью. Ведь раскопки кургана можно провести лишь один раз, а после этого сохранятся только полевые записи.

Захоронение представляло собой подбой, сооруженный в северной стороне кургана, и уже подобравшись к нему, мы смогли представить, какую конструкцию имел этот памятник древности. Правда, для воссоздания полной картины первоначального вида погребения нам требовалось получить гораздо больше информации о нем.

Когда под щеточками и скребками стали появляться первые контуры скелета, весть об этом облетел весь лагерь. Вскоре у кромки могильной ямы собрались почти все члены экспедиции.

Нами был обнаружен скелет женщины. Покойная лежала на спине в вытянутом положении, лицом вверх. После полной расчистки мы убедились, что наша догадка подтвердилась – грабители не потревожили древнее захоронение.

…Тот вечер был необычно тихим и спокойным. Только ветер обдувал наши усталые тела. Мы сидели у вечернего костра и мысленно переносились в те времена, когда в этих краях происходила тревожная суета…

На днях скончалась местная княжна, и люди готовились к похоронам. Стояла поздняя осень. Небо хмурилось и часто проливало свои слезы на землю в виде моросящих дождей.

В юрте, расположенной недалеко от селения специальные старухи, хорошо знавшие свое скорбное дело, омыли тело умершей. За свою жизнь покойная не нажила большого богатства, но соплеменники помнили о ее доброте, поэтому решили достойно предать тело земле.

На бездыханную княжну надели длинные штаны, заправленные в короткие сапожки, нательную рубаху и меховую куртку с обычными костяными застежками. Талию перетянули крепким кожаным поясом.

Жрец определил место погребения, и мужчины расчистили там большую ровную площадку. На ней был размечен прямоугольник, ориентированный по четырем сторонам света. После того, как вырыли могильную яму, из селения вышла похоронная процессия. Княжну в последний путь сородичи провожали криками и слезами. Тело опустили на дно могилы, уложив головой на восток. Рядом поставили поминальные сосуды и глиняные чаши, а также несколько стрел с бронзовыми и костяными наконечниками. Затем все это укрыли тканью и засыпали землей.

Вечером соплеменники устроили поминки в честь вознесения души усопшей на небеса, а утром приступили к возведению кургана. Материал находился поблизости. Камни не обрабатывались, их всухую укладывали в виде конуса без скрепляющего раствора…

Исследованное погребение задало немало вопросов. Прежде всего, нас заинтересовало, кем при жизни была найденная нами женщина? Может представительница обедневшего, но сильного рода? Или простолюдинка, которая пользовалась большим почетом, а после смерти была погребена с царскими почестями?

Антропологи А.О. Исмагулова и Е.В. Веселовская установили, что погребенная женщина умерла в возрасте 35-40 лет. Она относилась к европейской расе. Однако, французский антрополог Х. Бендезу-Сармиенто высказал мнение, что нами были обнаружены останки мужчины, а не женщины. Словом, на этот счет у специалистов возникли разногласия.

Сравнение найденных в захоронении предметов с ранее известными находками сузило хронологические рамки. Первоначально памятник был отнесен нами к раннему этапу «скифо-сакской» эпохи, то есть к VIII-VI вв. до н.э. Но все же точную дату определить на месте мы не могли. Ясность внесли результаты радиокарбонного метода. А ведь именно в вопросах датировки нас ожидали большие неожиданности.

Дата, полученная позже, была иной и к тому же она имела более широкий хронологический диапазон: 1152-803 гг. до н.э. Иными словами, это погребение относилось к тому времени, когда жители Алтая еще не были известны в мире так широко, как это произошло позднее. Вместе с тем находило объяснение и скромность захоронения. Скорее всего, там покоилась представительница зарождающейся династии местных правителей.

Сейчас находка на могильнике Майемер II дополняет материал версии о сложении раннескифской культуры на территории Алтая в конце IX века до н.э. То есть, по сути дела, относит к позднему сроку принятые ранее наукой хронологические рамки. Это обстоятельство проясняет некоторые темные моменты истории степной ойкумены, а вместе с тем подтверждает гипотезу С.И. Руденко о существовании так называемых «алтайских скифов», которые стали прародителями многих кочевых племен и народов.

Продолжение следует.

По материалам и рассказам участников международной археологической экспедиции.

5 Responses
  1. admin :

    Date: March 19, 2009 @ 7:12 am

    Вопросы от archeolog_dm:

    - откуда вообще взялось, что погребенная (пока оставим версию авторов) была похоронена с “царскими почестями”? - погребение в подбое, за пределами основного кургана, с достаточно бедным инвентарем? и вообще, княжеская тема - дань моде? даже знаменитая “алтайская принцесса” стала ей с подачи журналистов - по обряду погребения она вряд ли принадлежала к верхушке пазырыкского общества.

    - версия, что “княжна” была похоронена глубокой осенью - это просто литературные изыски, не имеющие ничего общего с погребением или установленный факт?

    - женское захоронение со стрелами - факт сам по себе интересный, здесь требуется все-таки тщательно разобраться, женское ли это захоронение. Лично я на вскидку могу вспомнить в полее поздней пазырыкской кульутре лишь один пример захоронения женщины с вооружением - курган Ак-Алаха-1 на Укоке (ну если покапаться, может можно и еще что-нибудь найти, но то, что это исключительная редкость - несомненно)

    - камень с рисунками имеет какое-то отношение к погребению? У нас были случаи, когда при сооружении пазырыкских курганов использовались более ранние “оленные камни”.

  2. Otyken :

    Date: March 19, 2009 @ 12:24 pm

    Рахмет за отклик и вопросы, archeolog_dm!
    Сначала хочу обратить Ваше внимание на подзаголовок – «Загадочная находка». У меня по поводу этого памятника тоже было немало вопросов, на некоторые из них постарался ответить. Другим объяснений еще не нашел, но своих версий утаивать не стал.
    А теперь по порядку:

    1. Что касается “царских почестей”, то, если поверите, это «взялось» не после долгого ковыряния в носу. :-))
    Наверное, в древности почести усопшим оказывали примерно одинаковые, не зависимо от того цари они были или нет… Может, мне не следовало акцентировать на этом внимание? А вот тем не менее!
    И потом. Захоронение в центральной части погребения это примета, но еще не факт, что именно там должны покоиться останки «царей», главы рода, племени и т.д. Можно долго рассуждать по этому поводу и прийти к мысли, что это могли быть старейшины, чьи дети или внуки занимали высокое положение в обществе. «За пределами основного кургана», как Вы пишите, археологам не раз удавалось находить так называемые «богатые» погребения. К таким открытиям, кстати, относится и знаменитый «Золотой человек» - один из самых ярких символов современного Казахстана.
    По поводу «алтайской принцессы» хочу пояснить, что принцессой или княжной она стала благодаря иностранной туристке, которая, увидев эту находку, произнесла слово «леди». Поэтому журналистов тут можно упрекнуть только в том, что они плохо знают иностранные языки, но необходимо отдать им должное и поблагодарить за то, что они сделали это открытие сенсационным. Теперь о находке знает весь мир и не только научный.

    2. В научной литературе ученые не писали о том, что похороны происходили глубокой осенью. Поэтому эту версию можно назвать «литературным изыском». И я от нее не отказываюсь! Могу объяснить, почему, но лучше это сделать в книге. Если, конечно, мне позволят строгие ученные, с которыми нас теперь связывают не только вечера, проведенные у костров в задушевных разговорах и приватных беседах.

    3. Должен сказать, что скелет сохранился полностью. Поэтому ученым не так уж и долго пришлось разбираться мужчина это или женщина. Хотя на раскопе споры были, и я упомянул о них неслучайно. А вот «тщательно разобраться» тут необходимо полностью с этим уникальным памятником древности. Стрелы – да, но пока это только один повод. Существуют и другие.

    4. О таких случаях мне известно, но об этом камне я, к сожалению, ничего определенного сказать не могу. По этому поводу у меня нет ни версий, ни «литературных изысков». Сам хотел бы узнать мнение опытных и знающих людей.

    Рад Вашим вопросам!

    С теплом и уважением, Кайрат Бегалин.

  3. archeolog_dm :

    Date: March 20, 2009 @ 3:51 pm

    Большое спасибо, Кайрат! Прежде всего спасибо за развернутый ответ. Тема мне действительно не безразлична и все что касается скифской эпохи Алтая вызывает живейший интерес. К сожалению, тема эта последнее время обрастает всяческими рода домыслами и спекуляциями - поэтому было естественно желание узнать - насколько обоснованы выводы автора. С интересом буду ждать продолжения. Кстати, если вам действительно интересно - “леди” укокскую находку назвала, скорее всего, не иностранная туристка, а участница экспедиции - студентка Гарварда из США. так мы, участники раскопок, называли “объект” нашей работы из уважения к ней. И хотя погребение было явно не рядовым, в этом названии не было намека на какое-то “царское положение”
    С уважением!

  4. archeolog_dm :

    Date: March 20, 2009 @ 3:54 pm

    И небольшой ЗЫ - почему я спросил про время захоронения: хоронить конечно могли и осенью, просто в нашем случае захоронение весной было установлено абсолютно точно по анализу содержимого желедков сопроводительного захоронения коней.

  5. Otyken :

    Date: March 21, 2009 @ 7:00 pm

    Рахмет, archeolog_dm!
    Тема – да, очень даже… Согласен! Согласен и с тем, что «тема эта последнее время обрастает всяческими рода домыслами и спекуляциями», как Вы пишете. Доводилось сталкиваться.
    По поводу находки на плато Укок так называемой «алтайской принцессы» могу судить лишь по доступным мне научным публикациям. И знаете, из прочитанного и узнанного я вот тоже не сделал вывода, что это было рядовое погребение. Даже напротив – для нашей современности эта находка очень даже выдающаяся.
    Что касается времени захоронения, то здесь в двух слова не объяснишь своей точки зрения. Сложно мне это будет сделать и в книге, но постараюсь. А вот об установлении времени захоронения по содержимому желудков жертвенных животных речь пойдет дальше. Это удалось установить при исследовании погребения «Берельского вождя». Так что, всё еще впереди. Рад буду узнать Ваше мнение о том, как описана берельская находка. Может, я чего-то там упустил или плохо разъяснил. Жду!

    С теплом и уважением, Кайрат Бегалин.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.