Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 5. АЛТАЙ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ

10:55 am Археология, История, Публикации

Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 1. У ЗОЛОТОНОСНОГО ПЛУТОНОВА ПОТОКА.
Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 2. АЛТАЙСКИЙ ФЕНОМЕН.
Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 3. ПРАЗДНИК “СТРАНЫ ТАНЦУЮЩИХ ОЛЕНЕЙ”
Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 4. ЗАГАДОЧНАЯ НАХОДКА.

Алтай - колыбель многих кочевых племен и народов. Они издавна населяли мир степных номадов, который простирается от китайской реки Хуанхэ на востоке до венгерской пушты на западе. С юга его окаймляют горные хребты, с севера – таежные леса. Размеры этой территории огромны, а потому назвали ее Великой степью.

Фото Олега Беляева.

Кочевые народы и племена объединял не только ярко выраженный хозяйственный уклад, но также общие религиозно-философские традиции, культура и биография. Передвигаясь вслед за животными, они осваивали огромные пространства, из века в век странствуя по степным просторам. Каждый род имел свои маршруты, которыми издавна передвигались их отцы и деды.

С наступлением весны жители Алтайских гор отправлялись в степь, чтобы встретить там начало нового года. В повозках сидели старики, женщины и дети, а вокруг них на резвых конях гарцевали воины, одетые в длинные штаны, кожаные куртки и остроконечные войлочные шапки-кулахи.

В день весеннего равноденствия отмечался большой праздник, которым начинался отсчет дней нового года. Это великое торжество собирало шумные толпища. Удальцы мерились силами, устраивая состязания на широких равнинах, а тем временем на привольных пастбищах паслись тучные отары и табуны.

После весеннего зеленого изобилия трава в степи жухла под беспощадным летним солнцем, и тогда люди уходили в предгорья, где еще только зарождалась весна. Зеленые ковры сочных пастбищ цвели тут в первозданном изобилии. И тогда люди отмечали второй праздник – день летнего солнцеворота.

Осенью молодняк набирался сил в горах, а ближе к зиме весь скот поднимался еще выше в горы, где ему легче было найти пропитание тебеневкой на обдуваемых ветрами склонах.

В конце осени часть табунов и отар кочевники уводили к границе Великой степи, где у городских стен они продавали или обменивали их на различные товары. В приграничных со степью районах скотоводы вели не только торговлю с земледельцами, но вместе с тем устанавливали с ними дружеские связи. При этом они были носителями степной культуры и мифологии.

Скорее всего, именно кочевники выступили в роли тех информаторов, кто сообщал греческим и китайским авторам о существовании таинственной горной страны где-то в глубинах Азии. Благодаря их рассказам в культуре оседло-земледельческих народов нашли распространение устойчивые «варварские» сюжеты. Так они появились в двух удаленных друг от друга странах Востока и Запада. Причем, большую часть этих рассказов породили реальные события седой древности.

Битва народов, представленная в образе тотемов, часто используется в богатырских эпосах кочевых обществ. Борьба «одноглазых аримаспов» со «стерегущими золото грифами», переданная Аристеем, а позже упоминавшаяся другими авторами античной поры, – это вероятный отголосок реальных событий, которые произошли в степной полосе Евразии много веков назад.

Фото Олега Беляева.

История человечества не сохранила память об этой трагедии, хотя сегодня в общих чертах нам известна судьба народа, который прославился под именем скифы – такое название ему дали древнегреческие авторы. Вполне возможно, что именно биография скифов послужила поводом для зарождения сюжета о войне «одноглазых аримаспов» со «стерегущими золото грифами».

Письменные источники позволяют воссоздать события давно минувшей эпохи. Согласно Геродоту, скифы были изгнаны из своей страны массагетами. Побежденный, но не покорившийся степной народ двинулся в степи Причерноморья, перешел Волгу, затем переправился через Дон. На своем пути они встретили народ Гомери, известный классическим авторам под названием киммерийцев. Эта встреча обернулась трагедией для народа Гомери.

Затем скифы вторглись на Древний Восток. По сообщениям Геродота, их господство там длилось 28 лет. Память о вторжении скифов долго жила в памяти жителей Старого Света, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение. Очевидно, правители Древнего Востока жаждали реванша, но походы Кира, Дария и Александра Македонского в Великую Степь не увенчались успехом.

С той поры страх перед кочевниками стал настолько велик, что отразился во многих дошедших до нас письменных источниках. Вместе с тем именно в скифское время от Сибири до Передней Азии распространяется знаменитый «звериный стиль».

Интересно, что в древнегреческом искусстве нашел свое воплощение образ орлиноголового грифона. Уже в V веке до н.э. он становится частым персонажем вазовой росписи, что свидетельствует о зарождении устойчивой традиции, которая по сути дела иллюстрировала для жителей того времени некий популярный рассказ.

Главным персонажем этой истории выступает фантастическое существо с телом льва, змееподобной шеей, крыльями, орлиной мордой с перепончатым гребнем и ушами. Именно в таком виде оно становится знакомо нам и по находкам в курганах Алтая.

Часть современных исследователей полагает, что орлиноголовый грифон был тотемом сильного кочевого народа, который распространил влияние на огромной территории Великой Степи. Действительно, во второй половине I тысячелетия до н.э. могущество мира степных номадов внушало панический ужас не только на западе, но и на востоке, где китайцы прониклись беспокойством пространства, соорудив Великую стену.

Кстати, строительство этого грандиозного памятника древности велось в те времена, когда в юрте хуннского шаньюя Тумыня родился мальчик. Вероятно, его назвали в честь воспетого в былинах скифского царя Мади. Правда, имя новорожденного звучало слегка изменено – Модэ. Ему удалось достигнуть такого величия, о котором в начале его жизни никто не помышлял.

Орлиноголовый грифон. Найден в 11-ом берельском кургане.

В III веке до н.э. Модэ объединил племена хуннов, подчинил соседние народы, создав могущественную кочевую империю, которая просуществовала около 300 лет на территории современной Монголии, Восточной Джунгарии и Алтая.

Белым пятном для современных историков остается промежуточное время между походом скифов на Ближний Восток и созданием империи хуннов. Этот пробел некоторым образом способны восстановить исследования курганов Алтая. К изучению памятников этого интересного периода наша экспедиция приступила в 1998 году.

Продолжение следует.

По материалам и рассказам участников международной археологической экспедиции.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.