Экспедиция “Гора Альбаган”, январь 2009. Разведка маршрута

1:35 pm Наши экспедиции, Отчеты о путешествиях

Пролог:

Уже не первый год, Барнаульский клуб внедорожников Алтай 4×4, пытается подобраться к г. Альбаган со стороны Чемала. У нас возникла навязчивая идея - попытаться заехать на г. Альбаган со стороны Телецкого озера через Паспаул – Каракокша – Уймень – р. Ложа. А тут как раз дорога в те края нарисовалась - лыжников снять с маршрута в районе оз. Садринское.

15 января 2009г, время по местному 23.50, Клуб ломимся в “Мария-Ра”. Затариваемся продуктами (пиво, водка, колябаска). Часы показывают 00.30 - Барнаул далеко за спиной, темень, играет музыка - мы едем на встречу неизвестному…Обсуждаем наболевшее и будущее, речи полны эмоций…

Несколько раз останавливаемся на трассе, чтобы настроить люстру - светит куда попало. К слову сказать, перед самой поездкой установили на “Кузю” второй кумулятор, четыре фары дальнего света на багажник, противотуманки на бампер, дополнительные стопаки и фонари заднего хода.
Показался первый свороток на Троицк, время около 02.00, решаем заехать к Тувинцу (эт наш дружище), чаю попить…Въезжаем в деревню, а братья и не знают, спят себе мирно.
Перед домом Тувинца врубаем все световые приборы - вот это рулез! Дом как рентгеном насквозь просветили! В окне силуэты заметались, зажёгся свет. Ура, чай нам обеспечен!
Долго ли коротко ли мы ехали (уже проехали Бийск), захотели спать. Присмотрели съезд с трассы, расположились в палатке…

Утро 16 января. Ночь пережили благополучно, никто не обморозился, спали как на перине.

Чуть-чуть до п. Сростки не дотянули. Пока сворачивали лагерь, Илья разобрался с печками в салоне. Подающий шланг сильно перегнуло и в салоне был дубак. После 5 мин сопения и пыхтения всё грело как надо!

Печки работали исправно - мы разделись до футболок, переобулись в тапочки.

Было пасмурно, падал мелкий снежок, а мы радовались как дети, что вырвались из
городской суеты на “вольные хлеба”.

Проскочили Паспаул, идём на Каракокшу, всё по плану…

У Кузи оказывается есть родня в Горном Алтае.

Идём на п. Уймень…В посёлке частично пробили направление.

Вот оно и началось…

Вечерело, успели отработать по несколько кадров, надо ехать…По мосту перебрались на противоположный берег Уйменя. Минут через 25 и очутились на поляне, где было три домика. Обследовали ближний к дороге - лежанки, печка есть, можно остаться на ночлег. Время было детское, а так как, GPS и карты никто не взял, решили пробить одну дорожку (она шла от поляны параллельно р. Уймень).
Передок, пониженка - прём. Минут через 20 показался Уймень, выезда на лёд не было, это нас насторожило. С фонариками обследовали берег и возможные варианты переправы, решили не рисковать, вернуться в домик, заночевать а уж утром мы…Тут же на берегу заготовили дров для печки.

Через полчаса домик прогрелся, ужин был приготовлен и тут же уничтожен.

Из-за прямоточной печной трубы тепло быстро улетучилось. Пришлось вставать, подкинуть дров, чайку попить. Пацаны спали как младенцы, пусть отдыхают, набираются сил…

И настало утро следующего дня, и возрадовались мы солнечному свету, морозному воздуху, кристальной тишине…
Позавтракав вчерашним супом, сгребли пожитки и в путь.

Дорога до р.Уймень (4 км от домика охотника, где мы ночевали), по темну (вечером) её мал-мало покурочили, колея узковата, таскало по сторонам. Вторая пониженная, не напрягаясь, времени вагон…

Это место где нам предстояло форсировать р. Уймень. Главное не ошибиться в выборе направления - можно было легко провалиться под лёд. Глубина и фарватер реки нам не известны. Подстраховываемся - подключаем лебеду на берегу (на всякий случай) и с Богом…

Начинаю движение, в руках лёгкий мандраж (как ни как первый раз в жизни еду по ледовой переправе).
Эфиопт твою мать! Хрустит лёд под колёсами! …Что делать, никто не знает!?

Разворачиваемся на “пяточке” и задом…Если провалимся - берег рядом, есть куда лебедиться.

Выехали на ровное, лёд перестал хрустеть (наверно под колёсами остров).

Надо передохнуть, успокоится – адреналина в крови выше потолка.

Объезжаем промоину. Лёд не хрустит, глубина воды по колено (можно расслабиться), до берега осталось 10 м…

Ура! Берег! Газ в пол…мы прорвались.

Кузя прёт без проблем. Снег сыпучий (не плотный), высота снежного покрова местами достигала бампера - халява…Эмоции переполняли нас - мы герои!!! Летом по этой дороге Урал с туриками кое-как передвигается. Высота брода на Уймене около 1.5-2.0 м (в зависимости от дождей). Глубокая колея из глинистой почвы…А мы вот так, за здорово живёшь…

Не долго музыка играла…Проехав 2 км, с ходу решили взять ручей - порвали правую полуось.
Как везжать? Кое - как выбрались на ровный лёд, раскидали полуоси. На счастье (есть Бог на этом Свете!!!) поблизости оказался поломанный 469 Уазик (он стоял весь в снегу, недалеко от брода через Уймень). Общим советом решили позаимствовать полуось у него.
Пацаны пошли за полуосью, а я пытался лыжной палкой выколупать остаток полуоси из моста.

Благо стоят блокировки с БТРа, дифер сквозной, но помучаться всё же пришлось.

Через час пришли пацаны с “добычей”. Полуось была не то в негроле, не то в солидоле, пришлось её почистить. Увлёкся и не заметил, что от моих движений полуось нагрелась и остатки смазки начали дымить…
Собрали, завели, буксанули - всё шарит! Возвращаться назад было в лом (было предложение ехать в п. Уймень, купить полуось).
Соблазн (хотелось узнать, что там впереди) был велик и мы поехали…вперёд. Если будет
уж сильно сложно - вернёмся, решили мы, успокаивая свою совесть.
Едем, стараюсь не газовать на ямах и кочках (дабы не порвать от резкой нагрузки полуось, тем более что она совдеповская, на 6 болтах, а родная на 10).

Настроение фонтаном, мы едем, мы не сдались! Смотрю, метрах в 200-ах, впереди маячит силуэт. Ёёёёёёёё, человек однако, надо уточнить направление, ору ему в открытое окно: “Мужик, стооооой,с трелять буду!!!” и газу поддал, чтобы не успел убежать. Подъезжаем, выходим, мужик поворачивается - в руках ствол: “Ну, чем стрелять собрался?”

Дядька добрый был, поэтому мы не пострадали (зовут его Виктор). Виктор задал нам направление, в деталях обрисовал дорогу (местами очень глубокая колея от Урала, броды), обозначал маршрут движения стрелками на снегу (он на лыжах двигался в попутном направлении, только чуть дальше приюта).

Затяжной подъём, колея, сели на самом верху. Виктор сказал: “Если сможете одолеть гору, есть шанс пробиться до приюта.” Лебедимся, делов то на 15 мин.

Спуск с горки, выход на основную колею.

Кадр называется “Пацаны в теме!” В походе на еде не экономим, экипаж должен есть от пуза, ибо голодный чел - обуза. В этом походе ни разу не готовил, готовил в основном Илья, а Лёня ему помогал. И ещё, если возникнут не точности в изложении событий, просьба не ругать. Лёня и Илья ещё добавят свои мысли к моим строкам.

Перспектива не утешительная. В планах, мы рассчитывали доехать на авто до р. Уймень, на лыжи и ветер в спину (лыжи брякали дровами на кочках в багажном отделе).

На удивление, Кузя бодро шёл по колее, изредка стукаясь мостами о мёрзлый грунт.

Первый брод через р. Ложа. Обследовав русло реки, решили: надо брать. В своё время, покатавшись с Чижиковым (Алтай 4×4) по Тогулёнку зимой, приобрёл опыт проезда таких бродов.

На старт, внимание…

марш…

Пришлось, что называется, попотеть. Толстоватый лёд, камни, но не большие.

“Топчу поляну”.

А вот и берег, лебедимся несколько раз (выезд под углом). Ушло минут 20-30, едем дальше.

Ручей наморозился шапкой. Правой стороной я удачно промахнулся (зигзагом ехал), а левую не успел вырулить.

Рубимся…

Пацаны под Кузю не полезли, побоялись, задний мост мог рухнуть в любую минуту.

Пока я рубился, пацаны натаскали валежин. Запихали их в промоину под задний мост. Была вероятность завалить всю машину на левый бок. Залебедились за 5 стволов (для надёжности).
На этой промоине потеряли часа 2. Вылезли.
Дальше дорога была не лучше, промоины по вдоль и поперёк, но меньшей глубины. Пацаны заблажили - ехать не надо, провалимся, кушать хотим…Сам лично просмотрел -ехать можно, кое-где порубали лёд для съезда и выезда из промоин. И газу!!!

Был там ещё один участок (ручей с подъёмом в гору, на обратном пути его запечатлели), но особых хлопот он нам не доставил. На горки залазили с пятого-десятого раза (раскатывали колею, пробиваясь по метру - полтора). Нарубали дров на неделю (Виктор посоветовал) дом большой, пока весь прогреется.

Как-то не заметили, за разговорами, что подъехали к очередному броду через р. Ложа. Глубину реки проверять не стали (вот она, беспечность, первый раз халява была, значит и здесь мелко).
Определили место съезда/выезда и успокоились.

Рубим выезд. Лёня говорил: “Забей, всё равно получится не так, как планируем”. Его бы слова да…Но, лебеду размотал, на всякий случай, как ж….одним местом чуял…

Стартуем…

Опс-ёпс…Сильно бьемся бампером об камень. По плану, надо было идти ближе к берегу, так как на середине реки были большие валуны, их надо было обрулить. Встрял…Кое как сдёрнул задним ходом Кузю с камня. Обломанный береговой лёд уплыл - ааааа…Там огромные камни с ямами. Меняем тактику.

Беру руль чуть к середине, газу, едем…Аааай, не туда едем. Дно всё в камнях, Кузю прижало к середине реки, где были валуны. Назад!!! Хрен…Сижу и думаю: “Всё, писец котёнку, Кузя встрял между камней, буксовать буксует, задняя блокировка трещит, под капотом что-то визжит, как поросёнок”. В этот момент мне так стыдно стало -за себя, вот “олень”, Кузю засадил, и чувствуется, что на долго.

Пацаны залебедились, кое-как через валун на лебеде перелезли (помяли глушак, “зализали” коробку с раздаткой + сместили её на подушках так, что шкив на помпе покоцал кожух вентилятора (гидромуфту убрал, вместо неё установил два электровентилятора на радиатор от “девятки”), правый задний амортизатор замяли. Замяли салонную дверь.
Перед самым берегом заклинило трос в лебеде, его зажевало между корпусом и “губкой”.
Пацаны не доглядели…Попытался выбить топором, после третьего удара топор выпал из руки в воду. В какой-то момент меня охватила паника. Не мог же я бросить Кузю в воде, а без лебёдки - дело дрянь.

Пришлось по пояс оголиться и шарить топор в воде. Мне повезло, топор упал под бампер и стоял на топорище вертикально. Высвободили трос, перелебедились, подтянулись ближе к берегу.

Заднее колесо стоит на валуне. Подрубили берег, подтянули Кузю.

Рубаем выезд, высота льда около метра…В общей сложности вырубили около 5 куб льда.
Лебедимся ,и вот оно, чудо - мы на берегу! Мы сделали это! Проехав 250 м, в свете фар увидели приют Альбаган.

К этому моменту часики натикали 02.30. Илья суетился на кухне, Лёня занят дровами. Я почувствовал, что слабею, не могу стоять на ногах, меня знобило, голова сильно кружилась…

Прилёг на лежанку и уснул. Разбудил меня Илья:”Кушать подано.”
В печке потрескивали дрова, на столе ужин. Поели, пивом обмыли победу, баеньки.

продолжение следует…

5 Responses
  1. VDShark :

    Date: February 16, 2009 @ 9:19 am

    Как говорится “нифига се сходили за хлебушком” :D

  2. admin :

    Date: February 17, 2009 @ 4:42 am

    ))) И не говори. Экстрим по полной. Жди продолжения отчета! Толи еще будет!;)

  3. Tohec :

    Date: February 20, 2009 @ 2:37 pm

    Жесть:)
    Но посмеялся от души:) Хотя, ребятам, я думаю, не до смеха было:) Зато впечатления на всю жизнь….

  4. admin :

    Date: February 20, 2009 @ 6:08 pm

    Tohec

    Это точно! Незабываемо!!!

  5. Tohec :

    Date: February 21, 2009 @ 12:10 pm

    Кузе вообще можно памятник ставить:)
    Интересно вот еще что с тем УАЗиком стало:))) И кто его там оставил)

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.