Алтай. От южного берега Телецкого озера и до Чуйского тракта

3:13 дп Отчеты о путешествиях

Отчет от arlandina79

За пол года до этого, мы познакомились с Володей Соколаевым, фотографом, кинооператором, автором многих ланшафтных фильмов, путешественником, знатоком Сибири… он сам-то из этих мест, из сибирских…

Позвал нас следующим летом ехать с ними, мы с удовольствием согласились. Готовились, читали информацию по району, шили сами велорюкзаки, спальные мешки, покупали велосипеды и запчасти к ним, писали раскладки, выискивали средства


Телецкое озеро. Дельта реки Чулышман.

И вот наконец наступил час Ч… Казанский вокзал. Нас – шестеро взрослых и два ребенка – Серафимке – два года и Христинке – шесть, самому старшему – шестьдесят девять – седьмой, который уже приехал из Бишкека в Бийск и ждет нас. Наш поезд Москва- Бийск. Грузим быстро рюкзаки, ящики, семь велосипедов, это надо сделать быстро и аккуратно, отвлекая внимание проводника и заговаривая ему зубы… получилось… Через 64 часа мы уже на перроне маленького сибирского городка, нас встречают многочисленные родственники Кости, тут же грузят на машины и везут в Горный Алтай, в Майму.

Отсюда, собственно и начнется наше путешествие. Для разминки и опробывания техники едем к Бабыргану, первой горе на нашем пути. Кое кто даже на нее сбегал.. Ранним утром. Упакован весь скарб по велорюкзакам… везем все, и рюкзаки на пешую часть похода, продукты – их в дальних районах не купить, запчасти, одежку, и прочее… Сажусь на велосипед и тут же падаю, рюкзак – перетянул.

Дорога из Маймы все в горочку, июль месяц, жарко, солнечно… ехать мучительно, а вокруг такая красота. Первая цель – Телецкое озеро, поселок Артыбаш.

За четыре дня добрались до озера, дорога вдоль реки Бии, красивые места, правда есть отдельные участки, покрытые щебенкой, на перегибах дороги, наверное специально так сделано, противогололедное средство…с них скатываться довольно боязно, (если груза сзади кг тридцать пять и задние тормоза отключены – их будут делать только вечером)

В Артыбаш приезжаем вечером. На другом берегу еще поселок – Иогач. Дорог по берегам нет и дальше передвигаться можно только по воде… Тут начинаются самые таинственные и практически неизведанные туристами места… Бия вытекает из Телецкого озера… На фото слева озеро, а за мостом – уже Бия, здесь она очень холодная, вода в ней чистая и прозрачная…

Про Телецкое, можно писать много много.. и все равно красоты его не передать… Второе, после Байкала, озеро по величине… По алтайски – Алтын-кёль – золотое озеро… тянется с севера на юг на 80 км… глубина достигает 325 м, само на высоте примерно 436 метров…

Мы на севере… и нам надо попасть на южный берег. К реке Чулышман, что впадает в Телецкое озеро. В Улаганский район, самый дикий и неисследованный район Алтая, населенный воинственными и часто недружелюбными алтайцами (алтаец- собирательное название жителей республика Алтай)

Договариваемся с капитаном одного из баркасов и утром из Иогача нас переправляют на южный берег, поездка занимает около шести часов. По левую сторону виден водопад Корбу, это часть территории Алтайского заповедника…Суровые горы, уходящие прямо в воду и ветер. Утром дует верховка, после обеда низовка. Низовка дует со стороны Бии, подымая волны и с гребешков брызгая в лицо… Впечатляющее и грозно.

Прибыли – залив Кыгинский, мыс Ажи и озерца в дельте реки Чулышмана. На косе встаем лагерем. Дальше будет гора Алтын-Ту.

Фото Владимира Соколаева. (Володя был добр и разрешил использовать их для иллюстрации рассказика)


Вид на Чулышман, справа вдали видна алтайская деревня Балыкча.

Повторюсь, нас шестеро взрослых, нет не шесть, семь и с нами двое малышей. Серафима двух лет и Христина шести. Дети являются общественным весом и везут их папеньки. У Володи к тому же куча фотоаппаратуры и она тоже – общественная. Так что, велорюкзаки у нас под завязку. Продукты везем из самой Москвы, так как многого тут просто нет. В деревенских магазинах лопаты совковые, какие-то рулоны бязи и каменные пряники срок годности которых истек в прошлом столетии.

Утром пакуем рюкзаки, прощаемся с гостеприимными алтайцами – дядей Петей и его женой Светланой Николаевной (они меня приютили на неделю, пока народ ходил на восхождение на Алтын-Ту- суровые, неразговорчивые, но если вы им понравились, то напоят, накормят, мне есть что хорошее о них вспомнить.)

Велосипеды вроде еще пригодны к дальнейшему походу, у моего с помощью местного умельца из Балыкчи – Михал Михалыча, опять спасибо, приварена педаль и даже у очков, на которые я умудрилась наступить, умываясь утром на берегу Чулышмана, припаяна дужка. То есть – ехать можем. Выехали по утру. Дорога сносная, почти сухая и укатанная. Доехали до Балыкчи, поняли, что лучше взять машину. Народ после восхождения вымотан. Идем к этому самому Михаилу Михайловичу на поклон, у него вахтовка, он туристов привозит на озеро… Выслали на переговоры меня с Машей, остальные сидят на окраине и ждут. Дочь хозяина поит нас чаем, угощает свежим хлебом. Хлеб тут пекут сами и его не купить. Так что – наслаждаемся. Ведем переговоры.

Михал Михалыч долго не соглашается везти, у него зимой на перевале погибла жена – автобус опрокинулся. Дочь отца пытается отговорить. Мы пьем чай и молчим. Чем-то мы ему не нравимся явно. Наконец он решается: – Говори спасибо ей, – и кивает на играющую Серафимку. Грузимся в шестьдесят шестой. В кабину хозяин садит меня, Машу с Серафимой, остальные в вахтовку.

Едем, притоки Чулышмана уже полные воды. Переезжаем брод. Машину начинает тащить по течению. Вода захлестывает мотор, мотор ревет, я трясусь что овечий хвост, читаю про себя молитвы… Наконец попадаем на другой берег. Проезжаем православную алтайскую деревеньку Ко с маленькой деревянной церквушкой и в скорости мы уже под перевалом.

У перевала стоит машина с туристами. На берегу лежат катамараны, ящики, рюкзаки. Привезли водников для сплава, ребята из Чехии. Наш водитель вдруг отказался ехать дальше. Даже возвратил деньги. Только на бензин взял. Правда тут же договорился с хозяином второй машины, и тот согласился нас поднять на перевал.

Перегрузили велосипеды, рюкзаки, детей, себя. Я уселась у кабины, и к краю, что ближе к скалам, крепко вцепляюсь обеими руками в борт и замираю. Это уже потом сообразила, что по мере подъема, то один борт, то другой нависал над пропастью. И пока машина ревела и тянулась в гору, уже раз сто умерла от страха. Где-то на середине, мотор зачихал, заглох и машина начала медленно сползать назад. Андреналина получили по полной. Я по крайней мере точно.

Перевал Кату-Ярык представляет собой серпантин, вырубленный на склоне горы, уклон которого (склона, не дороги) около семидесяти градусов. Подъем длиной где-то 3,5 километра. На поворотах там есть места для того, чтобы разминуться со встречными машинами. А так это одна колея с пропастью с одной стороны и горой с другой. Перевал соединяет каньон реки Чулышман с Улаганским районом. Высота перевала – 1600 м. Дорога здесь проложена несколько лет назад, раньше были только тропы. И до Балыкчи можно было добраться только по Телецкому озеру.

Так что, в следующий свой поход перевал я благоразумно прошла ногами, оставив сомнительное «удовольствие» подруге – трястись и удерживать ручку скоростей, которую при спуске с перевала постоянно выбивает даже на полноприводном УАЗике.

На перевале на деревьях, кустах трепыхали ленточки – яломы. Володя нам выдал тряпочки и мы тоже привязали на ветки. Дальше на машине проехали совсем немного. Машина сломалась. Пришлось выгружать наш скарб, прилаживать все на велосипеды и уже дальше ехать велотуристами.

Путь наш лежал к Пазырыкским курганам. Пазырак, от тувинского базырык то и есть – курган. Курганы эти еще скифского периода, огромные насыпи из камней, покрытых лишайниками и мхом. У самого большого кургана лежат бревна и стоят деревянные столбы, оставшиеся от древней погребальной камеры. Вообщем меня они не впечатлили.

Машины здесь редкое явление, дороги – грунтовки, и не всегда можно понять, по которой надо двигаться. Переночевали прямо рядом с курганами. Ночь была ясная, полнолуние, да еще и с лунным затмением. Палатки ставили по ночи. Утром обнаружили прямо перед входом в палатку Сергея огромный с белыми колокольчиками цветущий куст белены. Один на всю степь. Поудивлялись этой странности.

Стояли прямо на опушке леса. Сразу уехать не смогли, вокруг краснела лесная клубника, ползали и ели. Такого количества не припомню где встречала.

Улаганское плато – это междуречье рек Башкауса и Чулышмана. И высота примерно от 1300 до 1600.
Населенных пунктов всего ничего. Такие вот отдельные избы с пастбищами да деревня Балыктуюль, в которую мы просто съездили за продуктами. Никого, только над дорогой кружат птицы, орлы вроде, так перед тобой и летят подолгу, провожают.

Далее – районный центр Усть-Улаган. Алтайцы, проживающие на этом плоскогорье, наиболее воинственные и неуживчивые. Улаган поэтому проехали, не останавливаясь. Правда зашли в магазин за хлебом. Тут же подошли алтайцы, пытались вытащить коврики, мол хотим такие.
На следующий год в этом районе украли мой велосипед, но после обращения к начальнику улаганской милиции, его нашли и вернули. Так что, туристам там надо быть крайне внимательными.

После Усть-Улагана еще один перевал- Улаганский… Ночевали в лесу перед перевалом. Шел дождь, было жутко холодно. Стоянку найти довольно проблематично. С водой тоже сложно, до реки спуститься- берег отвесный. Но грибов Володя набрал и на ужин угощал густым грибным супом.

С перевала открывается прекрасный вид на Курайский хребет с одной стороны, вдалеке виднеется Северо-Чуйский хребет. И опять ялома на ветках. И повсюду озера.

Дорога пошла вниз. Ехать на велосипедах одно удовольствие, катишься, по сторонам одно, другое, третье озеро, правда и на дорогу надо смотреть.

Озеро Узункель(1665 м ). Оно начинается чуть ниже Улаганского перевала. Говорят что рыбы в нем вдоволь, но мы проехали мимо.

Скоро по дороге докатываемся до озера Чейбеккель.
Еще одно название озера Чейбеккель — Мертвое озеро. Местные жители называют озеро Мертвым потому, что в нем нет рыбы и растительности, и даже птицы на него не садятся, и что все это якобы из-за содержания в воде ртути. Оно на самом деле ярко синего цвета. Просто на фотографии этого не передано. Озеро узкое и длинное километра 2-3 примерно.

Дорога дальше вниз все круче и уже разогнавшись приехали к Красным воротам, что рядом с Акташем.

Мост через Чибитку. Проход в скалах был пробит при строительстве дороги на Усть-Улаган. Розово-красный оттенок скалам придают киноварь. С двух сторон отвесные скалы, осыпи и над всем этим кружат орлы…
Сережка не удержался, слазил на скалу. Поехали дальше вниз, в Акташ. Акташ, он уже находится на Чуйском тракте. Про тракт – рассказ следующий.

3 Responses
  1. admin :

    Date: Март 16, 2010 @ 5:30 пп

    buzzing_winnie

    а самое интересное – это вверх по Чулышману и найти брод на правый (орографически) берег, переехать туда и рвануть в …. а?
    чо думаешь по этому поводу?
    я слышал – проезд есть где-то.

  2. admin :

    Date: Март 16, 2010 @ 5:35 пп

    gotli

    дразнишь..
    вот когда я туда попаду – вопрос открытый :)

  3. admin :

    Date: Март 17, 2010 @ 3:05 дп

    kopeishik

    О! Кату-Ярык! Интересно, как там местная «автозаправка» поживает?

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.