Железнодорожное освоение Южного Кузбасса. (I пол. XX в.)

7:45 am Земля Кузнецкая

После строительства Транссибирской магистрали началось хозяйственное освоение прилегающих к железной дороге районов. Развернулось строительство меридиональных железнодорожных веток. Летом 1916 г. заканчивается сооружение и сдается в эксплуатацию Кольчугинская линия (Юрга - Кольчугино), протяженностью 185 верст. Для соединения с Транссибом богатого угольно-железорудного района, расположенного на юге Кузбасса намечается строительство новых железнодорожных линий, а именно Кольчугино - Кузнецк, Кузнецк - Тельбесс и Кузнецк - Баюново (Барнаул).

Линию Кузнецк - Баюново так и не начали строить, поскольку проведенные в 1916/17 гг. дополнительные изыскания дали не удовлетворительные результаты, и все внимание решили сконцентрировать на сооружение двух других линий.

В 1916 г. после проведения окончательных изысканий началось строительство железной дороги Кольчугино - Кузнецк, срок окончания которой был намечен на 1919 г. Одновременно приступили к сооружению линии Кузнецк - Тельбесс. Однако успели выполнить лишь небольшое количество работ на участке Кузнецк - Туштулеп, необходимого для строительства металлургического завода, и в конце 1918 г. в связи с сокращением финансирования, работы были ликвидированы. По этой же причине приостановили сооружение участка Прокопьевские копи - Кузнецк. Высвободившихся рабочих и служащих перевели на строительство линии Кольчугино - Прокопьевские копи. Дорога строилась в спешке, при слабом финансировании, а значит по облегченным техническим нормам, с сооружением большого количества обходов (на линии имелось 64 версты временных обходов при общей длине линии 134 версты), с использованием большей частью бывшего в употреблении укладочного материала.

В 1920-е гг. железная дорога в таком состоянии не могла обеспечить транспортировку угля, столь необходимого для восстановления промышленности. На достройку линии была переброшена первая бригада Сибирской трудовой армии, силами которой за несколько месяцев 1921 г. железнодорожный путь от Кольчугино до Усят (Прокопьевские копи) был приведен в удовлетворительное состояние. Несмотря на большой объем выполненных работ, железнодорожная линия не отвечала требованиям эксплуатации (на некоторых участках отсутствовали укрепления насыпи, имелись временные обходы, не была завершена балластировка). Поэтому на протяжении нескольких лет линия достраивалась, была доведена до Кузнецка и в 1926 г. сдана в эксплуатацию.

Для соединения Кузнецкого металлургического завода с железорудными месторождениями, расположенными в верховьях реки Кондомы в феврале 1934 г. началось строительство линии Мундыбаш - Таштагол (Горно-Шорская железная дорога). Она стала продолжением строящейся железной дороги Кузнецк - Мундыбаш (Тельбесс). Сооружение участка до Таштагола осуществлялось силами заключенных и спецпереселенцев Горно-Шорской комендатуры Сиблага, а в 1938 г. для достройки линии был создан Горно-Шорский ИТЛ. К концу 1940 г. строительство завершилось.

В декабре 1940 г. начались подготовительные работы к строительству железнодорожной линии, соединяющей Сталинск с Барнаулом (Артышта - Алтайская). Строительство было приостановлено начавшейся Великой Отечественно войной и возобновилось только в 1946 г., а осенью 1952 г. линия была сдана в постоянную эксплуатацию. В дальнейшем планировалось продление железной дороги от Артышты через Антоновскую площадку, где предполагалось строительство второго металлургического завода, и далее мимо Байдаевских угольных копей с примыканием к проектируемой линии Сталинск - Абакан.

В первой половине XX в. происходит усиленное индустриальное и транспортное освоение Кузнецкого угольного бассейна. Были проведены изыскания и составлены проекты основных железнодорожных путей. Часть проектов была реализована, остальным предстояло воплотиться в жизнь в ближайшее время.

С.В. Андрюкова
Томский государственный архитектурно-строительный университет
г. Томск

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.