Голод в Сибири в начале 30-х

11:12 дп Документы, История

Потрясающий документ, идущий от тех, кто больше всех пострадал от голода начала 30-х годов, заслуживает публикации целиком, без каких-либо корректив, ибо он дает наиболее правильное освещение массовой людской трагедии:

«17 июля 1932 г. Обращаюсь к председателю ЦКК РКИ Я.Рудзутак.

Я, гражданин села Черноусовки, Павлоградского района Зап.Сиб.Края, Дробатенко, прочитавши вашу статью в газете «Социальное земледелие» за 10-е июля 1932 г. «Под особенное наблюдение завоз товаров на селе», но мы, крестьяне, только пользуемся тем, что прочитали в газете, но на деле мы не видели ничего; кого считать виновным, не знаем. Мы не получали товаров, только кроме спичек и вина. Мануфактура уничтожилась с 30 года, так что у меня 10 душ семейства, а вот умерла жена 25 апреля, и не было в чего одеть и накрыть тело, и нет даже теса для гроба, приходилось стягивать по куску теса. Маленьких хороним хотя бы в ящиках. И в настоящее время мы думаем, что и не будет у нас – переходим на старый быт и много говорят долой стыд, нужно говорить, когда не во что одеться.

Теперь напишу вам, что наш колхоз с 30 г. неполучал или что получил: три ведра, материи 40 метров (едоков 295 душ), сапог 6 пар, гвоздей 5 кг, строительного материала – ничего. Сцены построили, но леса ждем, когда вырастет.

Теперь у нас в колхозе, в «Красной звезде», посев был в 31 году 420 гектар. Набрали хлеба всех культур 3000 пудов. Оставили на семена 1300 пудов. Сколько осталось на еду – 1700 пудов, а едоков 295 душ. По сколько же приходится на душу? И у нас голодает 70 процентов колхозников. И в настоящем году посева 460 гектар, и обратно до сего времени, до 17 июля нет ни одного дождя. Сейчас черно на поле. А Райколхозсоюз говорит, ищут выход. Сам даст 1 центнер проса в месяц, и ладно. И вот, товарищи, напишите ответ: есть у нас Советская власть или нет. Потому как ее в деревне нету. Везде закрытые распределители. Там есть кое-что.

У нас за первый квартал умерло от голода и холода 90 человек. Сейчас все-таки хоть бурьяны есть, то питаются. Всех собак переели, даже дохлых, санитарной комиссии не надо. Не хватает собирать, и ничего. Но еще благодаря тому, что кое-где в колхозах остался силос, то питаются. Но уже кончили, а нового еще нет.

Но рядом у нас, 10 километров, Казахстан, там еще лучше обстоит. По дорогам только-только одни кости с человека, и детишки оставлены в юртах. Живыми их червь расточует. Мы проехали 120 верст, и живыми только встретили три человека. Все кости переварили, и брошено все имущество, и разошлись кто куда.

И вот, товарищи, вышлите из центра агента нам, и пусть увидит, что в деревне делается.

У меня самого хлеба нет 21 день. Детишки умирают с голоду, и сам скоро умру, но зато я был партизан с 19 года по 22 включительно. Я сейчас могу узнать: советская власть или это отомщает буржуазия нам?- не могу сказать.

Адрес: Зап.Сиб. край, Омского округа, Павлоградского района, Черноусовского с/с.

Писал Устин Ем. Дробатенко.

Еще раз прошу вас, дайте нам хлеба спасти детей от голода и нищеты. Прошу ответ. Прошу «Крестьянскую газету»: направте мою заметку, куда она предстоит. В редакцию «Cоциалистического земледелия»? – не знаю.»

Малышева М.П., Познанский В.С. Голод на юге Западной Сибири в начале 30-х годов//1995-№1-С.76-77, ГАНО, ф.П-7, оп.1, д.267, л.82-83

32 Responses
  1. lunin812 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:34 дп

    Еще одно документальное подтверждение злодеяний сталинского режима.
    Я запостил у себя в блоге.
    Вы не будете против, если я размещу еще в нескольских сообществах?

  2. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:35 дп

    Конечно, для того и делимся, чтобы историческая правда не утаивалась. Сегодня погуглил инет. О «Голодоморе» на Украине масса ссылок, материалов, как будто в это же время в России свой народ не утичтожался…

    По теме есть еще интересные документы. Со временем оцифрую и выложу.

  3. maaddi :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:35 дп

    Очень познавательно. Не буду сейчас углубляться в то, кто виноват – Сталин, Первая Мировая, революция или ящерки с Юггота.
    Но в общем и целом – весьма и весьма.

  4. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:38 дп

    maaddi, факты голода в Сибири почти не освещены. А ведь настоящее и будущее без осознания опыта прошлого там будет нам непонятно. Так и будем гадать, почему мы так живем, кто виноват и что делать. Надеюсь, что подобные трагедии больше не повторятся.

  5. maaddi :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:48 дп

    Будем надеяться…конечно, +24 – в Омске, Новосибирске и Красноярске в последние дни – говорят о многом (кажется), но все же – переосмысление опыта очень значимо. Равно – накопление его, и так далее. И вполне понятно – почему все это … ммм … замалчивается.
    Ну да ладно. Тема интересная же)

  6. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:54 дп

    maaddi, да, аномальные погодные явления замечены по всему миру. Так что это, бесспорно, тоже задуматься, ведь то, что окружаещее пространство меняется уже давно понятно. Читая воспоминания о Сибири начала 20 века такое ощущение, что читаешь про иные земли.

  7. yrikk :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 11:59 дп

    Вот именно, Украиной всю плешь проели, а про Сибирь и Урал только у тебя и читаю

  8. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 12:01 пп

    yrikk, увы, у нас не принято говорить о трагедиях в своей стране. И разносторонне изучать их. Информацию выискивать приходится по крупицам. Источников почти нет, а если и есть, то узкими тиражами.

  9. maaddi :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 12:02 пп

    admin, Да, но все равно – в итоге все возвращается «на круги своя»)

  10. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 12:03 пп

    maaddi, ага, к пещерному веку и придем, судя по последним событиям.

  11. ayuthaya :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 12:04 пп

    Ох вот это да. Я из впечатлительных но всё равно прочитала. Это нужно знать. Сделаю ссылку в твиттере.

  12. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 12:07 пп

    Да, есть и более жуткие свидетельства. По частям оцифровываю документы, может еще что выложу.

    А вообще это все к той же теме:»Каннибализм в Кемерове в 1930-е годы» http://mustagclub.ru/blog/kannibalizm_kemerovo_1930/

    Да, в городах с продуктами было проще, по продкартам работникам выдавали. Но, уверен, что в деревнях и нашей области было не лучше, ведь еще были переселенцы из Казахской АССР, а их то никто не ждал.

  13. maaddi :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:30 пп

    admin, Ну, может оно и к лучшему. И потом – вполне вероятно, что многие негативные моменты пещерного века – резко преуаеличены пиарщиками медного и железного)) Не думаю, на самом деле, все может быть и немного хуже( Обезьяна с каменным молотком – это одно. А вот та же дикая обезьяна с ракетами…((

  14. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:32 пп

    maaddi, согласен по всем пунктам. Первобытые сообщества во многом недооценены. Как переоценены и положитльные моменты нашей техногенной цивилизации.

  15. sedov_05 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:44 пп

    Примерно тоже самое мне рассказывал один клиент, чей дед в детстве с родителями был выброшен на берег Камы с минимальным набором инструментов и семян. К весне умерли не все.

  16. mg_media :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:45 пп

    Только вот что интересно…почему только Украина и западные поселения припомнили России голод 30-х?

  17. sedov_05 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:45 пп

    mg_media, потому что власть у нас богоизбранная и критиковать ее не сметь. Даже если она с той поры сто раз сменилась. Важен принцип !

    Недалеко от Пензы , час на электричке, есть такой Колышлейский район. В тот период население в нем сократилось на 40%

  18. golovac_lena :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:46 пп

    mg_media, хотели бабла срубить по легкому

  19. sedov_05 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:47 пп

    golovac_lena, мда.. сплошной материализм

  20. golovac_lena :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:50 пп

    sedov_05, прикритый фиговым листочком гуманизма
    видимо,рассчитывали таки на компенсации

  21. osipov_dmitry :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:55 пп

    Да, красные мрази – это жуть, в любом проявлении…

  22. volgota :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:55 пп

    Ну то есть как раз районы, где не было крепостного права в РИ: Кубань, Сибирь, южные районы Украины – это районы с наиболее высоким развитием именно капиталистического сельского хозяйства в империи.

  23. allin777 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:56 пп

    Вполне рядовой документ для того времени

  24. rumitch :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 1:59 пп

    А про хлебную болокаду Вы слышали?

  25. mr_quietest :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 2:04 пп

    rumitch, и о голодоморе – тоже

  26. dysto :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 4:16 пп

    mg_media, Потому что в Сибири и Центральной России природа сурова и голодовки случались регулярно от начала времен. 3000 пудов на 420 гектар это реально жесть, но этот крестьянин не удивлен. А в Украине природа очень-очень щедрая, массовый голод – явление беспрецедентное. При царе на юге Украины в крепких хозяйствах арбузами кормили свиней и не всегда точно знали поголовье коров (»коней было двенадцать, а коров считать некогда было, работы много слишком, не до арифметики»). Соответственно никто толком не знал что делать, опыта не было даже в поколениях – что лучше: сожрать собаку или лебеды пойти набрать? И общественных институтов тоже – общин как в России, которые бы поддерживали людей.
    Ну и еще то, что урожай-то в Украине был вполне приемлемым – низким, конечно, но не настолько чтобы помирать. Природа как всегда не подвела, она тут надежная. Вот с властью как-то не повезло, она посчитала что индустриализация важнее пары миллионов крестьян.

  27. vas_pop :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 4:59 пп

    Наиболее правильное освещение это публикация рядом с письмом ответа. Если письмо сохранено в архиве, значит по нему нечто предпринято.
    Что?
    Три варианта:
    1.Рудзутак прислал голодающим хлеба и мануфактуры;
    2.ничего не прислал, а сам поехал отдыхать в Крым;
    3.прислал отряд НКВДэшников – истребить контрреволюцию.

    Голод был. Это худо.
    Щас голода нет. Колхозов тоже. Не сеем и не пашем. Ежели кушать захотим, помогут американские миллионеры.

    P.S. А вот статейка Тогулева вполне смешная.

  28. admin :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 5:09 пп

    Письмо дошло до Я.Э.Рудзутака, встревожиило его. Он, как председатель ЦКК ВКП(б) и нарком РКИ СССР, пересылая данное письмо в Западно-Сибирскую краевую КК РКИ, потребовал: «Если факты, указанные в письме, действительно имеют место, то необходимо принять срочные меры к усилению товароснабжения Павлоградского района и оказать возможную продовольсвенную помощь»

    4 сентября, отдавая распоряжение свеому заместителю Принцеву о проверке фактов «по выборкам о Павлоградском районе из различных сводок ГПУ», председатель ЗапсибкрайКК ВКП(б) Л.А.Папарде писал: «Павлоградский район – недородный в прошлом, недородный и в этом году. Положение в нем тяжелое. Нужно будет заняться специальным изучением обстановки в нем, так как у нас не только в таком состоянии один Павлоградский, но еще и ряд других»…

    В общем, как видим, помощь оказанане была, однако хоть возникло желание разобраться. Вдь есть примеры, когда, как вы и написали,»прислал отряд НКВДэшников – истребить контрреволюцию» – позже и такой пример приведу.

  29. krutyvuss :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 7:18 пп

    Українців (Дроботенко) і в Сибіру голодом морили…

  30. stafford_k :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 7:19 пп

    Да. Сталинцы в этом плане были интернационалистами. Морили украинцев, русских, сибиряков, казахов и др.

  31. sedov_05 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 7:21 пп

    dysto, Не думаю, что на Украине недородов не было раньше – вот в Черноземной России недороды бывали более регулярно – конец 90х (тогда злорово помогли земства и власть), потом в 1920 (помогли теже американцы), а в 1933 видимо помогать уже было некому.

    Я думаю на Украине еще был фактор роста населения при том, что еще Столыпин писал, что там имеет место жуткая нехватка земли.

  32. luiza7 :

    Date: Апрель 14, 2011 @ 8:19 пп

    Есть потрясающий плакат Д. Моора на эту тему.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.