Легенды Осени (главы 1-3)

5:53 дп Манси - лесные люди

«Некоторые люди очень ясно слышат свой внутренний голос, и живут так, как он им подсказывает. Такие люди сходят с ума. Или становятся легендами».

Так начинается история семьи Ладлоу — стремительный и романтический рассказ о трех братьях, их отце и молодой и неотразимой женщине, которая роковым образом изменяет жизнь каждого из них. Это фильм «Легенды осени».

Так начинается и моя история семьи манси Самбиндаловых с озера Турват. О четырех братьях, двух сестрах, их отце, матери, и молодых неотразимых женщинах, которых у них нет. Вольный сиквел западной истории.

Глава 1

Преемственность и традиции. Думается, в последнем поколении. Самбиндаловы собираются покинуть землю предков – берега озера Турват (Ялпынг-Тур, манс. «Святое озеро»). Когда его покинет последний Самбиндалов, умрёт эпоха.

Святое место – это когда есть люди, считающие его таковым. Они одухотворяют, сакрализируют пространство. Самбиндаловы – хранители и носители такого знания. От деда к отцу, от отца к сыну, веками передавалось привилегии и обязанности, связанные с сакральным знанием.

В.П. Самбиндалов с сыном на святилище озера Турват. 1990 год . Автор А.В. Бауло

Появление озера Ялпынг-Тур относится к наиболее ранним событиям в мифологической истории манси и связано с легендой о происхождении земли. Дух-покровитель местных гор Нёр-Ойка (Горный Старик) и Чохрынь-Ойка (Старик-Нож) избрали своим пристанищем истоки великой Северной Сосьвы, обнимающей с двух сторон святое озеро. Их же избрал для жительства род Самбиндаловых – род хранителей этих богов. Манси других фамилий могли связываться с Нер-Ойкой и Чохрынь-Ойкой только через них. Всё прошло. Опустела верхняя Сосьва. Вместе с манси уходят и боги. Семья Саввы последняя.

По дороге из Няксимволя в Турват. Слева направо: мл. сыновья Андрей и Алексей, Савва, Татьяна, Дима (внук) Самбиндаловы

Но и они в Няксимволе строят дом. Таков дух времени. Заказали строительство поселковому коммерсанту, тот привёз с большой земли смуглых строителей, которые подняли дом. Пеноблочный, с отоплением стен. Таджики для манси. Печку топить не надо. Это мне несколько раз подчеркнули.

официальный зимник Няксимволь – Усть-Манья

Глава 2

Познакомились мы у Сии дома, по Таёжной четырнадцать, в Няксимволе.

Олег и Андрей – скуластые молодцы, вылитые аборигены-уральцы по антропоморфным признакам, наведывались к Сие в избу столоваться каждый день. Да не по разу – я, право, удивился. Жена Сии уже давно готовит не на троих, а на всех Самбиндаловых, которые заглянут на огонёк.

- Дома их, что ли, не кормят? – спрашивал я у Марьванны. – Видимо, – отвечала мне она и поясняла, что турватские Самбиндаловы ютятся у своих будущих соседей, рядом со своей стройкой.

– Там их не особо кормят.

Марьванна – манси, и Сия (Сергей) – муж её, тоже манси, и оба они Самбиндаловы. От турватских отличаются укладом. Они выросли в этом поселке и в значительной степени обрусели, не по крови, а по укладу. Во дворе ничто не выдаст в них манси. Типичный поселковый двор, где нивилированы этнические черты.

Тем не менее и Сия и Марьванна бегло говорят по-мансийски, а вот дочь не очень, потому что дома общаются по-русски. Даже преподавание мансийского языка в школе не помогает. Турватские Самбиндаловы наоборот на русском почти не общаются. Поэтому когда они в гостях, я сижу и ловлю скупые слова, пытаясь уловить смысл.

Немногословность – отличительная черта турватских Самбиндаловых. Это семейное. Только Савва с Таней шушукаются иногда, да так тихонько, как воробушки, даже интересно, что они за столько лет не успели друг другу сказать.

Сыновья же молчуны отъявленные. Могут по отдельности уехать на охоту на несколько дней, ничего не сказав.

Олег заряжает гильзы

Никаких: «Мам, я, эта, поехал на Ялбынью, поохочусь». Неизвестно: куда, насколько, зачем – хотя, подозреваю, это только мне неизвестно. По сборам мать всё поймёт, и если надо еды соберёт. Без слов. Меня это поразило. Никто никого на крыльцо провожать не выходит, платочком не машет, ни пока, ни привет. Как в булочную за угол. А ведь там тайга. Там много форс-мажорных обстоятельств, и уезжая на пол дня, можно уехать навсегда.

нож для свежевания соболя

Глава 3

У Саввы 4 сына, 2 дочери, 2 внука, 2 коровы, 8 собак, 3 кошки.

Самбиндаловы обитают в избе, площадью с двухкомнатную квартиру.

Скученность в доме компенсируется разбросанными по окрестностям охотничьими избушками, где каждый сам себе хозяин. Тут мне кажется интересным провести некоторые параллели с фильмом «Легенды осени» про американскую семью в американской «тайге». В фильме три брата разбрелись по белу свету из-за полученного образования, а, точнее, просвещённости и тревог за судьбы мира – одним словом, нажили «горе от ума». Один из них не в меру увлёкся политикой в Европе, и решил сложить голову на полях первой мировой. Это ему удалось, не смотря на опёку второго-брата, прирожденного охотника Тристана (Брэд Питт).

Самбиндаловы прессы не получают, и вообще ничего не читают, новости не смотрят, хотя с недавних пор у них есть спутниковое телевидение. Растлевающее влияние на них оказывает исключительно сериалы по НТВ, судя по которым городской мир делится на оперов и бандитов. Но когда на «Поле Чудес» засветился удэгеец, то собрались смотреть все.

Самый дальний свет, где был Олег (старший брат) это Екатеринбург. Там ему не понравилось: «воняет». Савва (отец) за всю жизнь дальше Ивделя (ближайший городок в 200 км) не был. Проблемы большой России им до лампочки, а политическая жизнь Западной Европы тем более.

В магазине Няксимволя

Американские братья Ладлоу осилили колледж, турватские братья пробуксовали 5 классов в Няксимволе. И, слава богу. Я тут небольшое наблюдение сделал, что лучше всего охотятся у манси те, кто меньше всего проучился в школе. Вот их сосед по тайге, Вова Тасманов, в школе не учился, но хороший охотник и вообще не промах. У тех манси, кто заканчивает полный курс школы-интерната (9 или 11 классов) что-то необратимо меняется (ломается) в мозгу, и они выпадают из «лесной» жизни. Но и городскими жителями тоже, как правило, не становятся. Так и болтаются ни то, ни сё.

Андрей ремонтирует сани

Сыновья у Саввы только на первый взгляд похожие. С каждым из них по отдельности я поездил, поговорил (помолчал) тет-а-тет. Старшие братья до леса охочие, боюсь «последние могикане» – это про них. Младшие другие – промысел их не влечет, скорее жизнь обязывает. Поэтому и отношение в добыче 10 к 1 в пользу старших – на ловца зверь бежит. Младшие Андрей и Алексей (24 и 23 года) больше любят при доме быть – им я предсказываю осесть в Няксимволе, а вот старшие туда не хотят, Олег и Илья вряд ли приживутся в посёлке. Угодья то здесь, без них никак. В свои 26 и 25 лет они уже добыли лосей в два раза больше чем им лет.

Тянут семейный бюджет. 4 туши это 100 тысяч рублей. При благоприятном стечении обстоятельств это может сделать один хороший охотник за один день, а могут не сделать 4 охотника за всю зиму. Так единожды повезло Олегу, но, повторюсь, тут обстоятельства (погода и состояние снега) не менее важны, чем опыт и фарт охотника. Сия, на которого можно ориентироваться как на эталон, однажды в местных краях за зиму в одиночку добыл 21 лося. Он работал на звероферме при озере, мясом лосей тогда откармливали песцов и чернобурок.

Анекдотический случай. На лося ходил, на медведя ходил, а руку кот порвал у Сии в гостях.

В эпическом кино такое не показывают. Людей на экране убивают пачками, а вот зверюшек нельзя трогать, не этично. Будем честными – почти все мы едим мясо, и иногда надо глядеть правде (убитым животным) в глаза. Я поглядел – да, жалко, но ничего, таскал, грузил, ел потом. Еще как ел. Так пусть уж диких животных убивают те, кто этим занимается с детства, профессионально, для кого это не составляет этической проблемы.

Для Самбиндаловых охота – средство существования. В лес как на работу. И не дай бог так пахать на работе, как пашут Илья и Олег. Это не загонная охота, где на одного лося 20 охотников с оптикой. Это индивидуальная охота «скрадом». Лося надо выследить, вытропить, сблизиться на 50 шагов и поразить из ружья – карабина нет. Да и лес часто слишком густой для нарезных дистанций. Лось чуткий зверь, малоопытного не подпустит. Дилетант же сам себя не подпустит, запутавшись в следах. Собака только до Нового Года поможет, дальше снега большие. Удачная охота на лося – это еще не значит, что мясо ваше. Надо успеть разделать и вывезти до прихода остальных любителей мяса. Росомахи, в первую очередь. Можете её у Шпилёнка посмотреть. Эта наглая тварь может за ночь растащить всю тушу по своим закромам, если найдет. Пол дня или весь день уйдет на прорубку просеки для бурана до протоптанного путика, столько же на проминку снегоходом, и только потом вывозка на санях.

Сбыть мясо не проблема, покупатели сами вьются вокруг. Норовят, правда, напоить и по дешёвке купить. Это схема всё еще весьма популярна в отношении манси, но на Турвате не работает. Таня стоит на страже семейного бюджета. Охотинспекция тоже. По слухам ей никак не удается доехать до Турвата из-за бездорожья, но манси верховий Сосьвы все равно переживают, что их могут наказать. Да и не только манси. Всё местное население охотится с нарушением сроков охоты и методов лова. Плевать здесь хотели на лицензии и билеты. Ствол есть в каждом доме, а зарегистрирован в лучшем случае один из пяти. Чтобы зарегистрировать ружье надо его легально купить, а для этого надо иметь лицензию на приобретение, которая выдается ОВД платно и действует 6 месяцев. Еще нужен сейф для хранения. И еще некоторые «подводные» камни. Короче, запредельная бюрократия для манси. На одних переездах в райцентр разоришься. Процветает теневой оборот – ни продавцу, ни покупателю невыгодно связываться с государством.

Тем не менее, многие страхи рождаются от незнания. Федеральный закон об охоте от 24 июля 2009 г. (статья 19) гласит: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». И далее: «Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты».

Но вот за незарегистрированное ружье могут прицепиться. Получается, что для манси безопаснее охотиться по старинке. Охота традиционными средствами (ловушки-давилки, петли) сейчас легализована (ФЗ «О животном мире», статья 48): «Граждане РФ, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека».

А с 1 июля 2011 в России вводятся новая форма охотничьих билетов, где для КМНС вроде как обещают специальную отметку о свободной охоте. Манси не в курсе всех этих нюансов. При встрече с инспектором они заведомо в проигрышной ситуации, так как в словесных баталиях беспомощны. Инспекторы могут оставить без добычи и без ружья. Впрочем, как договорятся.

Продолжение следует…

Автор Ilya Abramov

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.