Народ, живший когда-то в горах Урала Часть V

6:23 пп Манси - лесные люди, Этнография

Части 1, 2, 3, 4

Часть V. Рисованное железо манси.

У каждого этноса есть своё восприятие мира. И именно оно позволяет воплощать знания о мире в культовых предметах, которые иногда также вводят в мифологию и космогонию. Эти особенности интересны не только специалистам-этнографам, но и широкой публике, т.к. позволяют полно и ярко открыть сакральный мир каждого народа. А иногда даже отдельной его части – фратрии, а возможно даже и более узкой, например, рода.
Народы часто заимствовали друг у друга некоторые элементы мифов, поэтому совсем не удивительно, что есть схожие моменты в восприятии и отображении «сильных мира».

Урал издавна был заселен – здесь, судя по всему, проживало множество племен. И каждое из них оставило свой «след». Поскольку искусство плавки руд на Урале было освоено очень давно, древние мастера добивались великолепных результатов. Нам же, людям другой формации и совсем иного восприятия множества природных (и не только) аспектов, достались лишь скромные крохи от тех неведомых времен. Учёные мужи не могут рассказать нам, что за народы проживали здесь, но могут иногда показать результаты своих поисков в виде керамических и металлических украшений. Причём, некоторая часть «металла» имеет совсем недавнее происхождение – эти изделия отливали в Средневековье. В нашей собственной коллекции есть и современные изделия. Их изготовили недавно, сохраняя древние каноны, но уже из другого металла, более доступного.

Поскольку древние мастера лили культовые изделия, в которые пытались вложить не только саму символику, но и какую-то историю и духовность, скажем связанную с этим божком, зверем или антропоморфным существом, то получались вещи «живые и красивые, словно разрисованные». Вот об этом «рисованном железе» и хотелось бы поговорить в данной статье.

Небольшое путешествие в музейный мир. В музеях Свердловской области сохранилось не так много коллекций, в которых есть «рисованное железо» одного из финноугорских народов – вогулов или манси. Народ этот перенял от своих предшественников – уральских племён – значительную часть культуры, внеся и свои элементы.

На Урале лили металл с давних времён. Естественно, что были созданы мастерские, создававшие целый спектр украшений для манси. Затем изделия распространялись по всей территории, обменивались, дарились, приносились в жертву идолам, складывались в могильники. Украшений изготавливалось множество; мастерами перенимались друг у друга новшества. И вот уже на рубеже эпох появляется «пермский звериный стиль».

Об этом феномене культовой пластики написано множество работ, научных и популярных. Но гораздо интереснее самому познакомиться, подержать в руке, а, возможно, и даже надеть на себя. Поверьте, многие вещи так и приковывают к себе изяществом и оригинальностью. Давайте совершим небольшую экскурсию в один из музеев, в котором есть оригинальные образцы «рисованного железа» манси.

Такая коллекция есть в Североуральском городском краеведческом музее. Она небольшая, но очень любопытная. Некоторые вещи попали из деревни Няксимволь, что раскинулась на берегу Северной Сосьвы – древней мансийской территории. С ними связана почти детективная история, но об этом в следующий раз. Другая часть коллекции имеет местное происхождение.

Среди музейных раритетов есть «Черёмуховский идол», найденный на скальных останцах неподалёку от посёлка Черёмухово во время раскопок сотрудниками Научно-практического центра по охране и использованию памятников культуры Свердловской области.


Черёмуховский идол

Скалы до сих пор величественно возвышаются над старицей, напоминая, что эта территория некогда была запретной – сюда был ограничен доступ для простых людей.

Местные называют её Чёртовым Городищем, что, впрочем, совсем неудивительно, т.к. культура и, в особенности, культовое восприятие другого, ранее жившего, народа часто воспринималось как «от чёрта», то есть недостойное для настоящей Веры. Культовый комплекс, найденный археологами, оказался очень любопытным, т.к. позволил не только «приобрести» материальную культуру, но и приоткрыть «завесу» тайны устройства святилища мансийского шамана.

Некогда на одной из обследованных скал, столообразной по форме, располагалось культовое место вогульского волхва. Именно здесь и был найден «Черёмуховский идол». Идол расколот на две части. Поначалу была найдена одна половинка, а затем и другая. Когда найденные археологические находки поступили в музей, первое время никто из сотрудников не пробовал их соотнести друг с другом. Но однажды, по рассказу бывшего директора музея Светланы Ивановны Литосовой, пластинки соединили, и получился настоящий Идол.
По версии исследователей идол не случайно был расколот. Возможно, когда-то давно его владелец рассердился и переломил помощника зато, что тот не выполнил его просьбу.
Идол представляет собой узкий, литой культовый предмет, потемневший от времени, длиной около 21 см и шириной в 2,5 см. На одном конце пластины мастером изображена птица, по-видимому, филин или сова, на другом, два человека или раздвоенное антропоморфное существо.

Попав в хранилище музея, Идол начал шалить. Как рассказывала Светлана Ивановна, то, сигнализация отключится, то ещё чего приключится. Затем директор забрала его к себе на стол и результат не замедлил проявиться – в музее воцарился покой и порядок.
Нам довелось подержать Идола в руке. Узкая пластинка произвела на нас впечатление – чем-то незнакомым и неуловимым повеяло от него. Идол продолжает жить своей жизнью, правда, в музее больше «не хулиганит» – видимо, оценив любовь и заботу, подружился с хозяевами.

Сотрудники Североуральского музея гордятся ещё одним предметом – медвежьим бронзовым браслетом.

Согнутая по руке пластина удивительно легко и приятно одевается на запястье. Снимать её совсем не хочется. Широкий – до 5 см браслет загнут, но не сомкнут. Остаётся выверенное пространство для запястья, с которого он легко соскальзывает. На загнутых концах браслета изображены головы «хозяина» (манси не называли медведя впрямую, давая ему иносказательные имена). Мишкина голова изображена в ритуальной позе на уровне передних лап, как обычно манси укладывали добытого медведя. Для нас осознание, что эту вещь надевал некогда древний вогул, веровавший в особую роль лесного великана, особенно важно, т.к. браслет хоть и бытовой предмет, к тому же «штамповка», а всё ж таки изготавливался по специальным канонам и не был простой «дешевкой». В музей браслет попал от одного из жителей, нашедшего его на собственном огороде. Других данных нет.

Кроме этого, в музее есть пряжки, личины, фигурки лосих и других животных. За каждой из них стоит своя история, только пока неизвестная. И хотя фигурки разрозненны, поступили не сразу, к тому же из разных мест, и не могут дать исчерпывающую информацию – всё же их наличие в музее радует!


Бобры (с дефектом)

В нашей собственной коллекции тоже есть рисованное железо. Находки разные и имеют различное происхождение. Что-то нам передают, дарят, узнав о том, что мы собираем мансийский музей, а иные предметы мы вынуждены покупать.


Бобры плывут

Одним из самых молодых экспонатов являются три фигурки лосих, изготовленных совсем не из бронзы, а из олова. Звери имеют разные размеры и повёрнуты в одну сторону. Видимо, современный мастер не имел другого материала и изготовил из того, что было доступно. Эти предметы – дар одного из исследователей мира манси, внимательно наблюдающего за нашими успехами.


Манси с маской

И хотя эти фигурки лосих отличаются от средневековых не только материалом, но и отсутствием «рисунка», для нас они лишнее доказательство, что данный культ жив и поныне, что и было зафиксировано нами во время последней мансийской экспедиции.

Один из охотников рассказал, что если его преследуют неудачи на охоте, то он отливает фигурку лося. А иногда даже в эту фигурку впаивает монетку из приношений пупынгу (идолу). Он верит, что охотничья удача его не минует – идол будет помогать!

Но, в большинстве случаев, артефакты не могут рассказать о том, кому принадлежали эти вещи; что было сложено в захоронение или располагалось на культовом месте; какова их примерная датировка; какими были ритуалы при захоронении владельца – все вопросы навсегда остались без ответов, т.к. «сожжены» мосты между нашим и тем древним миром.

Закон ради закона. Мы совершили короткую экскурсию по музейным коллекциям, в которых чудом удалось собрать экспонаты, олицетворяющие мир манси и их «цивилизацию на болотах». У каждого из них своя судьба. Это и случайные находки и результаты планомерных изысканий археологов. В последнем случае нам достаются довольно объективные исследования и результаты. По ним можно судить об исчезнувшем мире манси, их культах и бытовых пристрастиях.


Пляшущий медведь

Но существует другой мир – мир любителей. Этот мир слегка завуалирован, но имеет чёткие черты. Давайте зайдём в Интернет и там…..окажется, что существуют целые сообщества, обсуждающие, консультирующие, а также продающие массу артефактов. Это так называемая «копанина», т.е. то, что успевают накопать «вольные стрелки».


Пряжка

Среди всего разнообразия есть, конечно же, простые и распространённые вещи, а есть и уникальные, порой в единичном исполнении.
Продаются находки разные по происхождению и времени исполнения. Но, поскольку мы ведём разговор о вогулах (финноугры), то и стоит присмотреться именно к их изделиям. Мы довольно пристально наблюдаем за тем, что продаётся и выменивается. Занятны и обсуждения найденных предметов. По некоторым суждениям мы делаем вывод, что иные «черные копатели» имеют историческое образование, а, значит, умышленно и осознано нарушают закон. Кстати о законе.


Рога

В Российской Федерации ещё в 1996 году были приняты поправки в Уголовный Кодекс (статья 243) «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Позволю процитировать его:

1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, – наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, – наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.

По сути дела возникает занятная ситуация: закон есть, но его выполнять особенно никто не спешит. Все прекрасно понимают, что нарушается Федеральный закон, исчезают сотнями интереснейшие объекты, которые могли пролить свет на удивительный культовый мир манси, «растворяется» среди любителей и коллекционеров огромная масса интереснейших находок, практически убивается всё то, что невозможно или очень трудно продать на чёрном рынке. Туда поступают, в основном, ценные вещи – металлопластика, т.е. литьё.


Человек с птицей на голове

Парадоксальность ситуации заключается в том, что все понимают, но никто ничего делать по сохранности не будет. Лишь изредка в стране появляется прецедент наказания за нарушения закона. Но это так, редкость….

Прискорбно то, что научному миру безразлична судьба разграбленных и разрушенных памятников. Да, плохо, что грабят. Но это и вся реакция. Единственные, кто достаточно болезненно реагирует на происходящее – это музеи. Но остановить нарастающую волну незаконных исследований они не в состоянии. А между тем на Северном Урале (как в Приуралье, на Урале, так и в Зауралье) идут массовые разграбления.

Наша исследовательская группа искренне «болеет» за несколько мансийских «объектов», которые археологи либо бросили и не докапывают из-за отсутствия финансирования, либо исследуют настолько медленно, что, так называемые, «чёрные археологи» успевают сделать за них все дела. С одной стороны мы заинтересованы предотвратить эти разграбления, объясняя местному населению ценность этих находок не по отдельности, а в комплексе, с другой, понимаем, что лишняя информация об этих исторических местах действительно будет лишней.

Очень хочется добиться того, чтобы находки не исчезали, а передавались в музеи, где люди могли бы увидеть настоящую красоту и изменить своё мнение о народах, живших в «каменном веке». А апогеем этого движения, конечно бы, стали походы, экскурсии и рассказы об уникальных объектах и людях, создавших (в нашем случае) интереснейшую «цивилизацию на болотах».

Опубликовано в журнале «Уральский Следопыт» № 6 / 2010 год.

Алексей Слепухин,
путешественник, врач,
действительный член Русского Географического Общества
директор Команды Искателей Приключений
Наталья Бердюгина, врач,
действительный член Русского Географического Общества
заместитель директора Команды Искателей Приключений

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.