Обращение представителей шорского народа

5:30 дп Земля Кузнецкая, Этнография

На сайт губернатора Кемеровской области А.М. Тулеева было отправлено обращение представителей шорского народа, членов Союза писателей России из г. Междуреченск Любови Чульжановой и Вениамина Борискина.

Последние 20 лет коренной народ юга Кузбасса – шорцы, вымирают. Было 12500 человек в 1989году, сейчас осталось 11000 человек. Так и не стали шорцы, как например индейцы США и Канады, хозяевами на своей земле, не стали обладать природными ресурсами, не получили компенсации за нарушенный уклад жизни. Шорский язык исчезает.

Даже очередной 9-ый съезд шорского народа, который должен пройти в апреле 2011года и который является высшим руководящим органом Ассоциации шорского народа, Администрация Кемеровской области указывает где и как проводить, каких делегатов избирать, оказывает давление, хочет поставить во главе Ассоциации шорского народа «своего» президента – Тунекова М.П., который уже был президентом Ассоциации. За свою безответственность и нарушение Устава резко критиковался на 8-ом съезде и был переизбран.

Ассоциация представляет и отстаивает интересы шорского народа в течение двух десятилетий, начиная с 1990 года. Вместо создания эффективных механизмов участия коренных малочисленных народов Кемеровской области в процессах принятия политических и управленческих решений на всех уровнях идет прямое вмешательство чиновников в работу общественного объединения – Ассоциации шорского народа. Полагаем, что такое вмешательство – противозаконно и безнравственно. Каждый народ имеет право на достойную жизнь, право на сохранение и изучение родного языка, развитие культуры, право на развитие традиционных и альтернативных видов хозяйственной деятельности, на обеспечение устойчивого развития. Но все эти права должны подкрепляться финансами и поддерживаться властью, а не так как это происходит в настоящее время.

Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области не уделяет достаточного внимания проблеме вымирания коренного народа – шорцев, исчезновению шорского языка: не издает книги шорских писателей, учебники шорского языка и словари. Шорские писатели и шорская писательская организация неоднократно обращалась в департамент, но безрезультатно. Практически нет никакой поддержки родовым общинам.

Униженное и бесправное положение коренного народа – шорцев, длится уже несколько десятилетий, поэтому он вымирает.

Член Союза писателей России Любовь Чульжанова

21 Responses
  1. sergeitch :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:15 дп

    Наверное все таки проблемы шорского народа – это пьянство и безработица, и то, что молодежь разбегается. Одним словом те же, что и у других народов.

    А проблемы Ассоциации и писателей – это не проблемы шорского народа, а проблемы административные.

  2. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:16 дп

    «пьянство и безработица» – это проблемы не только шорского народа. Но не нужно забывать, что спирт привезли сюда именно мы, скупая за него пушнину. Да и сейчас это стало давно обычаям, чтобы расплачиваться с коренным населением «бутылкой». Увы…

    А писатели и ассоциация – это те же представители своего народа, и не следует их отделять. Роль интеллигенции у малых народов велика, к ней прислушиваются и именно она может доносить что-то до администрации. Так что не соглашусь с последним высказыванием. В нашей стране многие вопросы решаются на административном уровне. Но заччастую как раз те, кто обязан решать вопросы являются абсолютными «профанами», оторванными от реальности. С этим сталкиваются многие. И продавливание своих кандидатов, своих интересов вошло уже в норму многих администраций.

  3. vas_pop :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:16 дп

    СЕРГЕИЧ прав.

    А если подробнее, то ассоциация, равно как и писательская организация, – это городские шорцы, живущие обычной жизнью космополита-горожанина, но требующие особого к себе отношения.
    Если хорошо поскрести, то это отношение окажется требованием приплаты «за национальный статус».
    Почему утрачивается язык? Потому что ни один из городских шорцев не едет учителями в глубинку. Поэтому школьное обучение ведётся в Таштагольском интернате. Учебники там есть.
    А что книг шорских писателей мало, так ведь читателей ещё меньше.
    Ни один из этих «писателей» (там настоящих талантов, может быть, один-двое, остальные – статисты) не живёт ни в Парушке, ни в Ортоне, ни в Усть-Анзасе. Все в Новокузнецке. Или, на крайняк, в Мысках и Междуреченске.
    На самом деле нет никаких ограничений сельским шорцам для саморазвития. Только вот некому уже развиваться.

  4. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:29 дп

    «Только вот некому уже развиваться» – так в этом и беда. Народность вымирает, утрачиваю свою культуру. То, что шорцы оседают в городах, кто может конечно, это естесвенный процесс, ибо не нужно забывать, что сельское хозяйство в упадке, охота как и рыбалка, традиционные промыслы, уже не могут прокормить. И не нужно складывать ответственность с тех, кто сюда пришел, а именно с нас.

    Проблемы коренных народов несомненно кроются во многих причинах, и административная поддержка-это лишь часть того, что необходимо делать. Но делать необходимо. А у нас как всегда то, что нас не касается, нас и не волнует. Своих же проблем выше крыше. Поэтому этим должны заниматься компенентные люди, должно быть общее направление, программное, по сохранению того, что осталось. А в итоге мы получем то, что на эти места назначаются люди сверху, игнорируя мнение остальных предствителей народа. ну, в прицницпе, как и в других общегосударственных делах.

  5. 700iblanov :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:29 дп

    пить надо меньше
    и писательствовать

  6. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:29 дп

    700iblanov, да, это грамотная позиция. Она видимо схоже с той, по который вообще проблемы коренных народов решаются.

  7. vas_pop :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 7:45 дп

    Традиционные промыслы кормят тех, кто ими занимается.
    Скот, пчёлы, кедровая шишка, дикоросы – всё это никуда не ушло. Да и рыба ещё есть. И зверь.
    Есть крепкие шорские семьи, живущие как жили предки, только лучше: с моторными лодками, дизель-генараторами, автотранспортом и т.п.
    Как их соседи – староверы. Которым в тайге – раздолье.

  8. schreibikus_s :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 8:42 дп

    «Униженное и бесправное положение коренного народа – шорцев, длится уже несколько десятилетий, поэтому он вымирает.»

    Вот за это я и не люблю нацменьшинства.)))
    Вымирают шорцы оттого, что бухают без меры. При СССР (да и позже) их в ВУЗы брали без экзаменов, книжки их бездарные издавали (лишь бы нацколорит был), письменность им даже придумали.

    А сейчас шорцы недовольны, что денег дают мало, на компенсации намекают. А как только размножатся в достаточном кол-ве, то русских резать начнут. Сценарий, увы, всегда одинаков.

    Прикрыть нужно давно эту лавочку. Хотят сохранить шорскую культуру? Так открыли бы хоть одну этнографическую деревню – туристов водить. Но нет – деньги тупо прожираются, после чего опять заводится шарманка о чуть ли не геноциде коренного населения.

    На месте Тулеева вообще разогнал бы всех. Хотят съезд и организацию? На свои деньги! Нефиг бюджет доить.

  9. momoti_clan :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 10:00 дп

    Россия – тюрьма народов(с).Ничего не изменилось.

  10. schriftsteller :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 11:19 дп

    А есть ли обратный контакт с этими товарищами?

  11. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 11:19 дп

    Есть, сам буду встречаться 2-3 мая, чтобы прояснить и для себя позицию, высказать вопросы, которые задают, и как реагируют люди. До 2 мая Надежда Печенина, директор ИЦ «Шория» будет в Москве. Если что, контакт могу скинуть по личке

  12. luda_mavka :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 11:20 дп

    Всё-таки для того чтобы перестать вымирать нужно, как ни странно, больше рожать. это и русских касается. Минимум 4 ребенка в семье. И, конечно, помогать друг другу их воспитывать.

  13. schreibikus_s :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 11:22 дп

    Вань, я не считаю, что современники должны отвечать за дела своих предков, живших в далеких столетиях (когда пушнину меняли на огненную воду).

    «Этнодеревня – хорошо, создание артелей- отлично. Но кто-то должен этим заниматься. А если в течении многих лет этого нет, значит что-то делается неправильно, инужны изменения. Причем, если смотреть и на манси, о которых пишем, ситуация там такая же плачевная.»

    Попробуй поизучать успешный опыт. Всегда рецепт будет один и тот же: находится вдруг энтузиаст и начинает на свои деньги, на свой страх и риск что-то мутить, строить, делать. Потом уже появляются инвесторы, почуявшие запах денег, и предлагают свои финансы.

    Вот представь себя. Ты делаешь свои экспедиции (с этнокультурной составляющей, кстати) не надеясь на помощь бюджета и т.п. Правильно? Так почему же шорцам-то за подобные дела платить должны из казны?

    Само письмо – это, имхо, типичная свара из-за бюджетных денег. На что существует Ассоциация шорских народов? На членские взносы или на госдотацию?

  14. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 11:31 дп

    schreibikus_s, вопросы я при встрече задам представителю Ассоциации, чтобы осветить те или иные моменты. Что же касаемо себя, у, я бы лично никогда от поддержки той же администрации не отказался :)

    По мне, так и проведение Олимпиады и ЧМ по футболу – вот это хищение действительнобюджета, который можно и нужно направлять совсем в другие потоки. Поэтому при грамотной организации дела и с коренными народами можно работать на взаимовыгодном уровне. Тае же этнодеревня – это туризм. Причем много полезней и продуктивней, чем идиотская раскрутка «Йети». Да, нужны те люди,которыебудут что-то делать. Но так зачем пропихивать своих представителей именно администрацией?! Уж лучше тогда невмешательство.

  15. schreibikus_s :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 12:29 пп

    Олимпиада и ЧМ по сути отличаются от съездов нацменьшинств только масштабами воровства.

    Администрация пропихивает своего ставленника для контроля над финансами. Ничего более. Наилучший вариант был бы: отозвать своего кандидата и вообще не давать денег из бюджета.

    Вань, даже байкеры у нас в Кузбассе (где 9 месяцев зима) умудряются проводить вполне коммерчески успешные мотофестивали. И денег не клянчат у губернатора.
    А шорцы так не могут? Так может быть дело все-таки в самих шорцах?

  16. allchaos :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 12:59 пп

    «Так и не стали шорцы, как например индейцы США и Канады, хозяевами на своей земле, не стали обладать природными ресурсами, не получили компенсации за нарушенный уклад жизни.»
    Сейчас это модная тема. Адыги Сочинские олимпийские объекты хотят «взад», шорцам угольные месторождения

  17. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 1:03 пп

    хотят «взад» – это как?

    Да, природными ресурсами народ не только шорский не обладает, но и русский.

    Но ведь для сохранения культуры коренного народа ничего не делается. да, согласен с Димой schreibikus_s, что эту тему «двигать» должны деятельные, не рассчитывая на подержку, но таких нужн найти, и мне представляется, что на административом уровне можно подталкивать шорцев к самоокупаемости (можно и так грубо сказать).

  18. allchaos :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 3:45 пп

    Земля черкесская, русских там не было раньше. Потом народ разделили,вот и требуют обратно исконные земли. В Адыгее сепаратизм присутствует, просто перед олимпиадой стараются «не раскачивать лодку» и гасят хотя бы на информационном поле.
    А для сохранения культуры народа у нас ни для одного народа ничего не делается. Дай самоокупаемость шорцам – русские тоже захотят. Что русским предложить?

  19. olegkps :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 5:33 пп

    Шорцы должны быть благодарны русским – их освободили из рабства хакассов.
    А то что они оказались неспособны влиться в современное общество и вымирают – ну чтожь естественный отбор.
    А искусственно поддерживать бесперспективный этнос глупо.
    Да и письмо – поберушки.

  20. admin :

    Date: Апрель 26, 2011 @ 5:49 пп

    Олег, естественный отбор не единственый,действующий в природе, тем более среди людей.

    » Про естественный отбор слышали все, но далеко не все понимают суть идеи Дарвина. Почему-то самым распространенным стереотипом является представление об отборе как о борьбе всех против всех, всеобщей жесткой конкуренции. И это несмотря на то, что сам Дарвин уточнял, что говорит о «борьбе за существование» в переносном смысле. Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных организмов. В природе отбор работает и на уровне сообществ. Но это не приложимо к человеку. К сожалению, сам Дарвин в книге 1871 года «Происхождение человека и половой подбор» дал повод истолковывать его учение в духе социального дарвинзма, признав что естественный отбор на человека продолжает действовать, хотя и в ослабленном виде. Скорее всего, тут сказалась некомпетентность Дарвина в социальной, этнографической проблематике – а он вышел далеко за пределы биологии. Но Дарвин – не Библия, и критику никто не отменял. В современную науку идеи Дарвина входят в сильно уточненном и дополненном виде.
    В природе действительно выживают более приспособленные особи – но это следствие тенденции, закономерности, а не какой-то видимой борьбы. Перенос мнимой борьбы животных на мир людей, с их соперничеством и враждой, создал видимость научного объяснения социальной истории. Уничтожение разных племен и народов объясняют естественным отбором. В то время как в социальном пространстве естественный отбор не работает. Но об этом стоит при случае поговорить подробнее. Здесь же отмечу, что грубо-упрощенное восприятие естественного отбора не сводится к стереотипу всеобщей борьбы (конкуренции). При этом игнорируются другие виды отбора, о которых говорил Дарвин. Прежде всего, это половой отбор. Сам Дарвин признавался: «По причине неполноты наших знаний во многих отношениях, настоящий способ действия полового подбора оказывается до некоторой степени неизвестным». Дарвин дал повод воспринимать половой отбор как аналог естественного отбора – конкуренцию самок и самцов. Но главное ведь другое – способ передачи наследственных качеств. Тимирязев интерпретировал половой отбор как скрещивание. Скрещивание способствует как закреплению особенностей, так и нивелированию их. Идея борьбы самцов из-за самки породили многочисленную псевдоэтологическую литературу, посвещенную уже непосредственно человеку.
    Есть ещё один вид отбора, которому Дарвин уделял большое внимание, и о котором почему-то забыли. Это искусственный отбор. Искусственному отбору посвящена обширная работа «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» (1868, дополненное переиздание – 1875). Это сочинение Дарвина наименее известно широкой публике. Между тем именно оно лучше всего помогает понять самого человека. Человек подвержен не естественному, а именно искусственному отбору. Дарвин пишет об одомашнивании: «Он неумышленно подвергает своих животных и растения разным условиям существования и появляется изменчивость, которую он не в состоянии даже предотвратить или ограничить.» Сам человек представляет прекрасный пример одомашнивания животного – а это не всегда направленная селекция. Кстатим, уже сам Дарвин высказывался в духе евгеники – о необходимости селекции человека, возможно, следуя суждениям своего родственника Ф. Гальтона. Подход к человеку, как подвергающемуся искусственному отбору – не отменяет идеи естественного отбора, но исключает человека из круга действия этого природного механизма.
    Итак, стереотипы относительно естественного отбора проявляются в седующх действиях:
    1) неверного толкуется сам принцип отбора
    2) игнорируют другие виды отбора (половой и искусственный)
    3) распространяют ложно понятый естественный отбор не только на животных, но и на человека, делая этот принцип универсальным (фантасты порой переносят его в космос, в среду множества космических цивилизаций).
    Пересмотр представлений о естественном отборе имеет смысл провести через повторное обращение к идеям Дарвина, рассмотрению его достижений и ошибок, уже на новом уровне знаний, которыми сейчас обладают биология, антропология и история.»

    Взято у http://drevniy-daos.livejournal.com/profile

  21. Freon :

    Date: Май 3, 2011 @ 8:09 пп

    А как же проведения шорского этнопраздника в Чувашке каждый год? Чем не поддержка шорской культуры.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.