Петроглифический комплекс «Елангаш»

7:19 дп Петроглифы, Путеводитель по Алтаю

Достопримечательности Алтая

Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Главная достопримечательность долины реки – гигантский комплекс наскальной живописи. Протянувшийся на 18 километров вглубь долины, в ширину он достигает 1,5 км. Учёными здесь было скопировано более 30 000 рисунков. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д.

Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити. Этот культурно-исторический комплекс формировался на протяжении многих веков, и даже тысячелетий, испытывая воздействие самых различных культур и этносов. Петроглифы сосредоточенны на огромных каменных возвышениях, над которыми нависают еще более массивные хребты, лишенные леса и покрытые снегом в любое время года. Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, берущей начало с ледников Южно-Чуйского хребта.

Они были открыты в 1972 г., при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае (Кубарев В.Д., 1980, с.82), хотя работы в долине Елангаш были начаты еще в 1969 г. (Окладников А.П. и др., 1979, с.8). В устье ручья Турай, впадающего справа в р. Елангаш (высота 2500 м над ур. моря), на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц (например, до 9 шт. на одной плоскости), быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников. Всего в долине Елангаша, по нашим подсчетам, зафиксировано более 80 колесниц. Они, практически не отличаются от монгольских, как по конструкции, манере и технике исполнения, так и вхождением их в композиции, близких в содержательной части сюжетов. Выявлена и определенная закономерность (частое сочетание колесниц с оленями, имеющими древовидные рога, с быками или лошадьми), позволяющая датировать многие колесницы эпохой развитой бронзы.

В долине живёт лишь один чабан с сыном. Их домик расположен в верховьях реки, неподалёку от перевала в долину реки Тара (или Дара), на южном склоне хребта. Он с удовольствием рассказывает о своих стадах. Яки, например, служат прекрасным барометром. Они пасутся на склонах окрестных гор, и если стадо спускается вниз, к подножью – жди непогоды.

Из долины Елангаша, через простой, но затяжной перевал можно попасть в долину реки Тара. Это уже южные склоны Южно-Чуйского хребта, а Тара является притоком Джазатора. Лучше всего этот перевал подходит для мотоциклов и квадроциклов. Дороги нет, но подъём по травянистому, а затем каменному склону достаточно пологий и вполне проходим даже в плохую погоду. На автомобиле пройти перевал даже опытному водителю не представляется возможным.

Как добраться

Долина реки: Кош-Агачский р-н, р.Елангаш, долина у слияния рек Богута и Нарын-Гол

До стоянки чабана:  можно доехать на полноприводном автомобиле. Дорога плохая, каменистая, и на ней могут сильно пострадать покрышки машины. Чуть выше стоянки дорога заканчивается. Отсюда пешком можно прогуляться в верховья Елангаша, к подножью вершины Ирбис-Ту (»Гора снежного барса»), высота которой 3967 м. и на перевал Елангаш-Тара, с которого в ясную погоду открывается живописный вид на Южно-Чуйский хребет.

Использованы материалы: Горный Алтай, Фото Дмитрий Виноградов

5 Responses
  1. indfilm :

    Date: Ноябрь 29, 2009 @ 2:19 пп

    Выражаем искреннюю благодарность всем, кто готовил сей пост. Тема достойная. Качественно отпрепарирована информация.
    Ждем следующих публикаций. Успехов и новых открытий!
    P.s. Ссылка Источник: Горный Алтай не найдена :(

  2. admin :

    Date: Ноябрь 29, 2009 @ 2:27 пп

    indfilm, спасибо Вам, что читаете. Надеемся и в дальнейшем публиковать интересную и полезную информацию. Ссылку поправил :)

  3. admin :

    Date: Ноябрь 30, 2009 @ 6:42 дп

    chuzpik

    Ну , это точно , не Репин рисовал :)

  4. admin :

    Date: Декабрь 2, 2009 @ 3:33 пп

    drevniy_daos

    Спасибо, примечательный петроглиф. Мне кажется, эти рисунки ближе по сути к письменности, чем к живописи, они явно несли информационную нагрузку, рассказывали. Ту же роль выполняли и пантомимы. В этом петроглифе интересно, что люди как-будто держатся за руки.

  5. admin :

    Date: Декабрь 2, 2009 @ 3:36 пп

    Как полагают исследователи, на этот рисунке изображен человеческий род из нескольких поколений. Старшие поколения заботятся о следующих. И, конечно, это больше информативные рисунки, чем декоративные.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.