Поездка к Сибирским эстонцам

5:18 пп Отчеты о путешествиях, Этнография
В ГОСТЯХ У СИБИРСКИХ ЭСТОНЦЕВ

Первые эстонцы появились в Сибири еще в двадцатых годах XIX века. Это были ссыльные, которым приходилось обживаться в новых для себя природных и культурных условиях. Со временем многие уехали на свою историческую родину, но в Красноярском крае осталось несколько очагов эстонской культуры. Одно из таких мест – деревня Верхний Суэтук Каратузского района в живописных предгорьях Саян. Сюда и отправилась этнографическая экспедиция из Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Дорога в Верхний Суэтук

В Верхнем Суэтуке

Еще перед поездкой мы выяснили, что основанная в 1850 году лютеранская колония Верхний Суэтук, наряду с Верхней Буланкой, стала одним из первых мест компактного проживания эстонцев в Минусинском уезде Енисейской губернии – так тогда именовались на картах эти места. С середины XIX столетия массовое обезземеливание крестьянства привело к тому, что многие эстонцы были вынуждены переселяться из Прибалтики во внутренние области России, в города.

Лютеранская церковь

По-настоящему массовой миграция за Урал стала после завершения строительства Транссиба и проведения столыпинской аграрной реформы. Именно тогда появились такие эстонские поселения в Приенисейском крае, как Нарва, Ряпина, Эстония, Новая Печора, Хайдак. Не правда ли, характерная топонимика? Последние два поселка были образованы особой этнографической группой эстонцев – сету.

Константинова Эльми Константиновна

Статистические данные тех лет свидетельствуют, что в 1897 году в Енисейской губернии проживало 1,4 тысячи эстонцев. Из них на долю женщин приходилось лишь около 38 процентов (потом это соотношение кардинально изменится), а горожане составляли менее четырех процентов. К 1920 г. количество эстонцев в губернии превышало девять тысяч человек, причем эстонцев-сету было около пяти тысяч.

Кринберг Анна Александровна

К 1926 году на территории Красноярского края насчитывалось 660 эстонских населенных пунктов. Цифра поражает воображение, если не знать, что абсолютное большинство этих населенных пунктов (свыше 97 процентов) – хутора. Впрочем, в Верхнем Суэтуке проживало тогда 980 человек, дана прилегающих к поселку эстонских заимках – еще двести. В то время на территории края было одиннадцать эстонских школ, и даже одна семилетка. Учителей для них готовили в Ленинграде и Новосибирске. Однако к концу тридцатых годов обучение в школах было переведено на русский язык, прекратилось издание эстонской периодики. Язык многие забыли.

Сионберг Елизавета Яановна

Коллективизация свела сотни хуторов Красноярского края в 57 деревень. В дальнейшем их становилось все меньше, особенно в шестидесятые-семидесятые годы, когда многие деревни были признаны «неперспективными».
После присоединения Эстонии к России в 1940 году в Сибирь было депортировано около 30 тысяч эстонцев. Судьба ихскладывалась непросто, порой трагично. К концу 1950-х годов большинство вернулось на родину. С этого периода начинается неуклонное снижение численности эстонцев на берегах Енисея. Главная причина тому, как считают этнографы, крылась не в демографическом спаде, а в прогрессировавшей ассимиляции.

Местная молодежь

С тех пор утекло немало воды. Перед экспедицией мы представляли себе деревню, ничем не отличающуюся от тысяч других деревушек в российской глубинке, разваленное в постсоветское время хозяйство. Да и сами сибирские эстонцы, как нам думалось, ничем не отличаются от русского в массе своей окружения, кроме, конечно, происхождения. Но мы ошибались.
Когда под вечер мы, наконец, добрались до Верхнего Суэтука, нас поразили чистота, порядок, какая-то не российская аккуратность. Ухожены дома, улицы. Конечно, это не немецкая деревня, но все же. Но главное – кругом эстонская речь! Между собой жители Верхнего Суэтука говорят только на родном эстонском, причем эстонском литературном. Показательно и то, что на эстонском говорят молодые люди, дети.

Жительница Верхнего Суэтука

Всероссийская перепись 2002 года насчитала в Красноярском крае около 4100 эстонцев. Это по-прежнему крупнейший эстонский анклав в России. Отличительная особенность диаспоры – существенное преобладание женщин: на каждые 100 мужчин приходилось 132 женщины (в 1989 году, для сравнения — 121). Характерно, что эстонцы оказались единственным в крае некоренным народом с преобладанием сельских жителей. Горожан среди эстонцев – лишь чуть больше 46 процентов. Именно этот факт сыграл свою роль в сохранении довольно высокого уровня владения родным языком: среди сибирских эстонцев таких больше 55 процентов.

Местный клуб

Гордость гостеприимной местной молодежи – клуб с бильярдом. А весь Верхний Суэтук, без преувеличения, любит местный духовой оркестр, которому в этом году исполнилось 110 лет. Многое для развития музыкальной культуры поселка сделал заслуженный деятель культуры России Арни Лель. При нем оркестр получил звание народного коллектива и стал ездить на гастроли по Россиии зарубежью.
Здесь, в Верхнем Суэтуке люди стремятся всячески сохранять свою культуру. В 1991 году своими силами восстановили лютеранский приход, а в 2003 году – отреставрировали церковь, построенную в позапрошлом веке, в 1888-м году.

Ну а главное, здесь есть эстонская школа – единственная в России. Обучение идет на двух языках. А преподает родной язык учитель, специально откомандированный из Эстонии.
Не чужды здесь и современному искусству. Нам рассказали о том, что французский художник Антуан де Барии, создатель символической «Мачты оазиса» – их на земном шаре всего пять (Западной Африке, Канаде, Испании, Германии и Франции) планирует установить целых три мачты в Красноярском крае – по одной в Красноярске, Лесосибирске и Верхнем Суэтуке. Еще один проект жителей деревни – этнографический музей под открытым небом. А в наших планах теперь – поездка в этот будущий музей деревни Верхний Суэтук.

2 Responses
  1. admin :

    Date: Декабрь 4, 2010 @ 3:07 пп

    Замечательная статья!
    А как давно ездили? Музей еще не открыли? И фотографий церкви больше нет? Уж очень колоритная.

  2. bahtin :

    Date: Декабрь 5, 2010 @ 8:01 дп

    Ездил в июне 2009 года. Музей еще не открыли.
    Фотографии есть еще.
    О других моих путешествиях можно узнать в моем Блоге:
    http://bahtin-sergey.livejournal.com/

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.