Стерегущие золото грифы. Часть I. Глава 9. ЗАГАДКИ БЕЗЫМЯННЫХ ЦАРЕЙ.

5:05 am Археология, Публикации

Предыдущие главы первой части

Первым памятником, исследованный нами на могильнике Берель, стал восемнадцатый курган. Он расположен в середине самой короткой восточной цепочки захоронений.

Проведя замеры, мы выяснили, что каменная насыпь возвышается над землей на один метр, а ее диаметр составляет 18 метров. Внешние признаки свидетельствовали, что курган был потревожен грабителями.

Бугровщиков обычно интересует золото и другие ценности, но, как правило, унести им удается далеко не все. Иногда даже в разграбленных курганах археологи находили уникальные изделия из благородных металлов, непреходящие произведения древнего искусства, а также другие предметы, которые сегодня дополняют общую картину жизни людей минувшей эпохи.

Мы не обнадеживали себя, и нас интересовала любая вещь, уцелевшая в погребении. Раскопки были отнесены к разряду так называемых «охранных работ». При этом все понимали, что внутри кургана мы можем обнаружить «мерзлую могилу» и тогда…

Вот тогда и возникнет вопрос: каким образом под каменной наброской появилась мерзлота? Наука до сих пор не может ответить точно: случайно ли она появляется в пазырыкских курганах или специально создавалась древними обитателями Алтая? Дело в том, что этот феномен еще плохо изучен и вопросов пока существует гораздо больше, чем ответов.

Нам следовало тщательно изучить конструкцию наземного сооружения. Удалось заметить, что верхний слой насыпи состоит из мелких камней и галечника. По мнению специалистов, он выполнял функцию своеобразного «панциря», под которым находились камни и пустоты, а они в свою очередь выполняли функцию основного терморегулятора.

Некоторые члены экспедиции не сомневались, что мы находимся буквально в нескольких метрах от мирового открытия. Однако у них тут же появились оппоненты. В обеденное время по этому поводу вспыхивали жаркие споры, не смолкали они и вечерами у костра. Так летели дни, недели…

Между тем обнаружилось, что края каменного «панциря» соприкасались с внешней лепесткообразной крепидой кургана. Она состояла из наклонно врытых широких плит, укрепленных каменным поясом, возведенного поверх нижнего края панциря. Очевидно, по замыслу создателей, он служил вспомогательной частью сооружения, удерживающей наземную конструкцию от расползания.

С восточной стороны пояса камни уложили с напуском друг на друга, и они образовывали своеобразный «узел», который в семантическом плане мог выражать идею защиты, замыкания, ограждения или же выступал своего рода маркером пограничного состояния миров. То есть служил границей усыпальницы – «жилища» покойного.

Лишь, добравшись до погребальной камеры, сторонники идеи «замершей могилы» огорчились. Мерзлоты в кургане не было. Однако они не признали поражения и приводили доводы: мерзлота в погребении могла существовать в древности, но уже ближе к нашим дням исчезла в силу нарушения грабителями общей конструкции кургана. Только вот существовала ли она там на самом деле? Это еще предстоит выяснить. И здесь большое значение может сыграть любая мелочь в конструкции памятника, на которую, быть может, раньше никто не обращал внимание.

Что касается самого погребения, то в древности оно было перекрыто березовыми и хвойными деревьями, которые со временем провалились под тяжестью кургана. Внутри могилы в северо-западной стороне на каменном приступке найдены останки трех лошадей. Их скелеты были потревожены грабителями. От человеческих останков сохранились разрозненные фрагменты – увы, но по ним антропологи не смогли восстановить внешний облик захороненного здесь человека, а генетики не получили его ДНКа. Словом, многое теперь нам не удастся узнать.

Находок было немного. Обнаружены обрывки листового золота, витая золотая проволока, костяной наконечник стрелы и обломок железных удил. Однако самой примечательной находкой оказался крупный кувшинообразный глиняный сосуд с геометрическим орнаментом. Этот кувшин с высоким наклонным горлом сужался к устью в виде слегка отогнутого венчика. Тулово несимметричное, донце плоское.

Сосуд украшали четыре орнаментальных пояса, составленных из прочерченных по сырой глине линий. Прочерченные линии сохранили остатки красной краски. Снаружи стенки кувшина закопчены, внутри сохранились остатки пищи в виде темно-коричневого налета. Донце его – спиральновитое, прилеплялось к тулову сосуда с наружной стороны и заходило на придонную часть стенок.

Асимметричность найденного кувшина позволяет сравнить его с кожаными бурдюками, широко распространенными в кочевой среде. В погребальных памятниках ранних кочевников Евразии часто встречаются более точные имитации кожаной посуды, соответствующие ей не только по форме, но и в орнаментации, когда на поверхность наносили копии швов. Такие сосуды, например, найдены в памятниках кулажургинской культуры Казахского Алтая.

Иными словами, кувшин из 18-го берельского кургана теперь служит связующим звеном между разными культурами кочевых обществ степной полосы Евразии.

* * *

Археологические находки, как правило, выступают в качестве фактов, на которые опираются различные версии и гипотезы. Одну из таких гипотез о связях жителей Алтая с кочевниками Причерноморья сегодня способны подкрепить находки из 34-го берельского кургана. Он расположен на юго-западной оконечности треугольной платформы, образующей третью надпойменную террасу Бухтармы.

До начало раскопок курган выделялся в виде небольшого сильно задернованного возвышения. Лишь после его расчистки мы приступили к исследованию. По своей конструкции он оказалась довольно сложным сооружением.

В насыпи зафиксировано разрушенное грабителями впускное погребение без инвентаря. Второе впускное погребение совершено под насыпью кургана, в верхней части могильной ямы.

Чрезвычайный интерес представляет парное захоронение людей, обнаруженное нами на дне могильной ямы. Головы покойных были отрублены и положены в северной стороне, там же друг на друге лежали две лошади головами на северо-восток. В ту же сторону направлены и ноги покойных. Они лежали на спинах и очевидно, умерли не своей смертью. Может, их казнили на чужбине, а соплеменники привезли тела на родину, чтобы захоронить с царскими почестями?

На дне могильной ямы сооружено подобие сруба. Внутри него находились вещи. Обнаружен железный нож, а также костяная пряжка. Украшения изделий состояли из сердоликовых, стеклянных и глазчатых бусинок, фрагментов тончайшей золотой фольги. Два керамических кувшина украшены традиционным для эпохи древних кочевников Алтая орнаментальным мотивом и установлены в ногах покойных.

Оба сосуда представляют собой кувшины с высоким, узким горлом, сужающимся к устью с шаровидным и слегка асимметричным туловом. В верхней части горловины на внешней стороне прочерчена глубокая линия, окаймляющая по контуру горловину. К ней примыкают треугольники с опущенными вниз углами. Ритм нанесения треугольников не соблюден, между первым и последним изображением фигур оставлено небольшое расстояние чуть больше одного сантиметра. Треугольники неравномерные, кое-где линии на вершинах и в основании смыкаются не полностью.

Интересно, что на кувшин были нанесены тамгообразные знаки, выполненные глубокими прочерченными линиями. Отдельные элементы этих знаков напоминают известные «сарматские тамги», распространенные среди кочевников Причерноморья.

Стоит сказать, что тридцать четвертый курган задал нам немало вопросов. Мы обсуждали их в поле и сейчас еще не готовы дать ответы. Необходимо многое прояснить, сопоставить с другими находками, обнаруженными на территориях Алтая и Причерноморья, проанализировать весь материал и только потом можно будет рассказать более подробно об этой удивительной находке.

Впрочем, гораздо больше загадок задал нашей экспедиции другой памятник пазырыкской культуры. Именно благодаря ему в 2000 году мир облетела весть, которую журналисты назвали «последней археологической сенсацией второго тысячелетия». С тех пор прошло семь лет, и только сейчас начали вырисовываться историческая глубина и научная величина этого открытия, которое способно вывести ученых далеко за рамки даже самых смелых современных гипотез. И речь об этом пойдет во второй части серии.

Продолжение следует.

По материалам и рассказам участников международной экспедиции.

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.