Хозяйственная культура и менталитет старообрядцев Южного Алтая в XVIII – XX вв.

10:00 дп История

Феномен южноалтайского старообрядчества мало изучен. А ведь это явление – уникально! Легедны о стране вечного благоденствия Беловодье, вполне возможно, имеют корни именно благодаря раскольникам Южного Алтая, их образу жизни, форме хозяйствования и культуре. На мой взгляд, многое из того, что сохранили староверы Алтая, что было ими принесено в эти земли заслуживает если не подражания, то тщательно изучения и анализа. Так давайте, вместе с вами, и попробуем более подробно изучить старообрядчество: кто-то узнает для себя много нового, а кто-то сможет дополнить имеющуюся информацию. Но, и я на это надеюсь, каждый из нас сможет вынести что-то для своего внутреннго мира из уникального примера умения ЖИТЬ.

Южноалтайские старообрядцы – это уникальная субэтническая группа русского населения Сибири, не имеющая аналогов в мире и проживающая только на территории Южного Алтая. Появление 300 лет тому назад русских староверческих поселений на алтайских горах на границе с Китаем было частью общего исторического процесса освоения русским населением Сибири. Но землепроходческое движение раскольников в этом регионе имело свои специфические особенности, обусловленные их особых конфессиональным и социально- правовым положением, а также геополитическими интересами России на юге Западной Сибири. Старообрядческий социум Южного Алтая складывался из беглых российских раскольников, спасавшихся от религиозных преследований государства и официальной церкви.

В настоящее время южный Алтай входит в политико-административную единицу – Республику Алтай и в восточную часть Казахстана. Южноалтайские староверы проживают локально в высокогорной Уймонской долине. В Казахстане они по-прежнему занимают бухтарминские долины.

Южноалтайское старообрядчество отличается особым социально-экономическим укладом и исторически сложившийся психологией. Своеобразие культуры и поведенческих стереотипов старообрядческого населения резко отличается от остальной массы сибиряков и придает неповторимый колорит внешнему облику, образу жизни и быта. Даже в конце XX в. оно имеет собственную духовно-религиозную и материальную культуру, отличающуюся от традиционной русской. Можно сказать, что раскольники на Алтае законсервировали те старые московские традиции русской жизни, которые они принесли с собой на рубеже XVII-XVIII вв.

Впервые российская научная общественность заинтересовалась южноалтайскими старообрядцами в 20-е годы XIX в. Но отдаленность региона от культурных и административных центров России не способствовала расширению знаний об этом этническом сообществе, что характерно и для наших дней. Исследование многовековой истории алтайского староверия имеет не только научное, но и практическое значение с точки зрения изучения опыта хозяйственного освоения русским населением замкнутых высокогорных экосистем.

Южный Алтай благодаря своему географическому положению всегда являлся местом встреч разных культур и цивилизаций. Здесь русские старообрядцы встретились с представителями скотоводческих культур – наследников центральноазиатских средневековых цивилизаций, а также с китайской цивилизацией. В течение длительного времени край являлся буферной зоной между Китаем и Россией. Несмотря на свое давнее присутствие в этом регионе, китайцы не смогли его закрепить за собой. Российские попытки заселения и освоения Южного Алтая правительственными мерами тоже оказались безуспешными. Но то, что не удалось двум могущественным империям, смогли осуществить беглые раскольники. По устным преданиям староверов, зафиксированных в краеведческой литературе, следует, что она в саяно-алтайских горах появились сразу же после церковного раскола. Это в какой-то степени согласуется со сведениями томских епархиальных властей об очень раннем появлении старообрядчества в Западной Сибири. Современные историки начало заселения Южного Алтая старообрядцами относят к 20-м годам XVIII века. Первые алтайские раскольники появились сначала в черневой кузнецкой тайге, но с приближением к ним зоны освоения русским населением они ушли в отдаленные горные места Южного Алтая. Первоначально они поселились к северу от Холзунского хребта на р. Ульбе, но затем переселились в верховья алтайских рек Бухтармы и Катуни. Горная территория, расположенная в Южном Алтае, у русского населения получила общее название “Камень”. Укрывшиеся в горах беглецы соответственно именовались каменщиками.

Первые раскольничьи поселения были небольшими, всего в несколько дворов, разбросанных по горным долинам и ущельям. Здесь, на границе с Китаем, староверы построили избушки, бани, амбары, небольшие мельницы. Они занялись охотой, торговлей и где только было можно обзаводились пашнями. Хозяйственные успехи старообрядцев порождали слухи о богатой стране (Беловодье), отдаленной от остального мира непроходимыми горами. Попасть в горные деревни Южного Алтая было заветной мечтой остальных русских крестьян и горнорабочих.

Предприимчивые, инициативные люди надеялись стать здесь крепкими хозяевами. За высокими каменными хребтами находили прибежище не только раскольники, но и солдаты, спасавшиеся от рекрутской службы, мастеровые, не желавшие отбывать работу на горных заводах и рудниках, и другие. Численность беглецов быстро увеличивалась, росло и количество горных поселений. Горно-поисковые партии, разыскивавшие рудные месторождения в горах в 60-е годы XIX в., зафиксировали 17 раскольничьих поселений на территории Южного Алтая.

Русское государство пыталось покончить с независимыми общинами, самостийно возникшими на юге Алтая. Противостояние государства и вольных крестьянских обществ закончилось в 90-е годы XVIII в. по инициативе самих же старообрядцев. Последние были заинтересованы в стабильности своего существования в приграничной зоне. Общеизвестным является факт прощения южноалтайских староверов в 1791 г. императрицей Екатериной II и принятия их в российское подданство на привилегированном положении. К этому времени общее число старообрядческих поселений в горах Южного Алтая составляло около 30. Освоенными каменщиками земли были закреплены за императорским кабинетом. Петербургскому кабинету самостоятельная инициатива старообрядцев алтайских гор пришлась как нельзя кстати, так как освоенные ими земли закреплялись за Россией. Так, стараниями беглых раскольников этот регион остался за русским государством. Российское правительство очень высоко оценило заслуги старообрядцев, обеспечивших переход важного в геополитическом отношении Южного Алтая в состав России. Являясь форпостом русского государства в этом районе Азии, старообрядцы получили такие льготы и права, о которых не могли и помыслить другие раскольники и податные сословия.

Включение южноалтайских земель в состав России значительно ускорило хозяйственное освоение Южного Алтая. Русские старообрядцы принесли с собой более развитую систему государственно-правовых отношений и управления, высокую хозяйственную культуру, пашенное земледелие, более интенсивную торговлю. Согласно указам 90-х годов XIX в., каменщики могли выбрать любые новые места по своему желанию. Они оставили суровые и мало пригодные для хозяйственной жизни аргутские и бухтарминские ущелья и переселились в широкие Бухтарминскую и Уймонскую долины. За короткий срок Южный Алтай покрылся поселениями, заимками, пасеками, мельницами, маральниками, промысловыми избушками. Раскольники первыми в этом крае заложили дисперсный способ использования природных ресурсов. При хозяйственном освоении новых земель старообрядцы широко практиковали заимочную форму поселений, которая позволяла им расселяться в иной этнокультурной среде без ущерба для местного населения. Сначала поселялись одна – две крестьянские семьи, которые обзаводились хозяйством. Если место под поселение было выбрано удачно, то к ним присоединялись другие. Первоначальная заимка превращалась в деревню, от которой, в свою очередь, тянулись выселки. Заимки даже в один двор, если там были домашние животные, предметы технического прогресса того времени, представляли собой значительное культурное явление в труднодоступных горах Алтая. Многие жители старообрядческих поселений имели в горах ( на расстоянии 5-20 км и более от собственного жилья) заимки, где держали пасеки, маральники, скот. Нередким явлением в Южном Алтае было пустынножительство, когда на тайных уединенных заимках проживали старцы – скитники. Со временем старообрядческие поселения и заимки стали центром притяжения для других категорий русского и местного оседлого населения. Бухтарминский край в это же время активно заселялся “поляками” – представителями еще одной ветви сибирского староверия, которым стало тесно на прежнем месте жительства – Убе, Ульбе и в западных предгорьях Алтая.

Старообрядцы, став соседями восточных кочевых и оседлых народов, смогли вписаться в окружающих их сопредельный мир. В Южном Алтае им пришлось существовать в окружении различных религий и культур. Они контактировали с народами и субэтническими группами, у которых были разные принципы общественного устройства (казачество, кочевники), взаимоисключающие культурно-исторические стереотипы поведения, ценностные ориентации и этикорелигиозные нормы ( православие, буддизм, ислам, шаманизм). Успехи старообрядческой колонизации Южного Алтая заключались в их способности ориентироваться и сохранять себя в любых жизненных ситуациях, легко воспринимать и адаптировать этнокультурные традиции иноязычной среды. Многие раскольники владели тюркскими, монгольским, китайским языками. В свое сообщество они охотно инкорпорировали представителей местных этносов. Старообрядцы, будучи представителями земледельческой культуры, в алтайских горах стали прекрасными охотниками, меткими стрелками, отличными наездниками. Близкое соседство с другими этносами способствовало развитию дипломатических способностей. Сложное переплетение различных культурных векторов, сопровождающееся наличием разнонаправленных процессов, однако, не приводило старообрядцев к конфликтным ситуациям и противостоянию с другими группами населения. Так как старообрядцы оказались восприимчивыми к культурным влияниям и достижениям хозяйственной практики разных этносов, им удалось создать механизм сотрудничества с другими общностями на бесконфликтной основе. При этом, находясь в окружении других цивилизаций и культур, старообрядцы сохранили собственные духовные и бытовые традиции.

Важным фактором взаимодействия старообрядцев с сопредельным миром являлась природная среда обитания. Уникальность исторического развития старообрядцев заключается в том, что они за короткий срок смогли вжиться в непривычный для русского человека высокогорный таежный ландшафт Южного Алтая с его суровыми и экстремальными природно-климатическими особенностями. Хозяйственная жизнь южноалтайских раскольников в досоветское время была разнообразной. Старообрядческое население, заселив алтайские горы между Россией и Китаем в XVIII в., к началу следующего века создало здесь определенный хозяйственно-культурный тип, обусловленный их бывшими европейскими традициями. Староверы основали высокорентабельное товарное многоотраслевое хозяйство, включавшее традиционные занятия: земледелие и скотоводство, и очень доходные промыслы: такие, как охота, сбор кедрового ореха. Особенно процветало мараловодство и селекционное коневодство. Отдельные хозяева имели до 500 лошадей, 50-70 голов крупного рогатого и 200 голов мелкого скота. Другим значительным промыслом в жизни русских староверов было горное пчеловодство. Староверы на альпийских лугах Бухтарминского края держали до 1000 колодок, более холодного Уймона – до 300 колодок пчел. Медовая продукция раскольников расходилась по всей Западной Сибири.

Большой доход приносила торговля с сопредельным миром. Благодаря взаимной заинтересованности в обмене и торговле, в южноалтайской зоне сформировались прочные отношения старообрядцев с остальными народами. Именно южноалтайские старообрядцы стояли у истоков русско-китайской торговли через территорию горного Алтая. Торговые связи раскольников были весьма широкими, они торговали даже со среднеазиатскими купцами. Наиболее выгодной являлась торговля с китайцами и монголами. Большим спросом у последних пользовались пантовая продукция. Непосредственным результатом русско-китайской торговли явилось создание новой отрасли экономики горных деревень – мараловодства, ставшей самым доходным занятием старообрядцев. С особым старанием староверы занимались земледелием. Реализация хлеба и муки китайцам являлась дополнительным источником доходов.

В целом, в досоветское время, южноалтайские староверы отличались необычайно высокой хозяйственной активностью среди остальных групп русского населения Азиатской России. Культурно-исторические, экономические, социальные особенности и традиции обеспечили самостоятельное развитие хозяйства и культуры старообрядцев Южного Алтая. Традиционными формами хозяйственной организации всех русских раскольников являлась семья, община, деревня. В южноалтайском сообществе наряду с этими традиционными формами большое значение имели такие социально-экономические институты, как простые кооперации – промысловые артели и семейные кооперации. Кроме того, им удалось создать новую модель местного самоуправления, в которой сочетались патриархальные соотношения, основанные на культе семьи и старших, со стремлением предприимчивых личностей к самостоятельности и к “вольнице”. Раскольничьи сообщества Алтая стали своеобразным старообрядческим вариантом крестьянской демократии.

Старообрядческая культура хозяйствования, являясь частью общей культуры русского населения Сибири, имеет целый ряд отличительных признаков, что выделяет ее в качестве самостоятельного феномена. В основе хозяйственной культуры староверов лежали духовно-нравственные стимулы предпринимательской деятельности. Необходимость выживания в экстремальной среде обитания Южного Алтая и трудности использования природных ресурсов в этой части Западной Сибири, а также восприятие старообрядцами жизни как постоянного труда привели к формированию у них особой системы жизненных ценностей, среди которых главное место отводилось труду. Старообрядческая ментальность складывалась под сильным влиянием трудовой аскезы. Это способствовало формированию особого социально-культурного типа южноалтайских старообрядцев. Его отличительными чертами являются предприимчивость, инициативность, бесстрашие, храбрость, смелость, взаимовыручка, трезвый образ жизни, твердость нравственных принципов, высокая книжная культура и общая грамотность. Трудолюбие и предприимчивость стали для южноалтайских раскольников устойчивой нормой поведения. Наряду с коллективистскими нормами социального бытия в хозяйственной практике и этике большую роль играли такие культурные ценности, как индивидуальная инициатива, частное предпринимательство. В южноалтайской старообрядческой культуре всегда существовали ценности зажиточности, материального достатка, жизненного благополучия. Староверческий социум отличался особыми социокультурными признаками, такими, как трудовая этика, система семейного воспитания, традиционная медицина, своеобразная система питания, развитое деревянное зодчество.

Многолетняя и взаимовыгодная торговля с китайцами наложила свой отпечаток на бытовую культуру и внешний облик русского населения Южного Алтая. Русские люди здесь носили яркую шелковую и хлопчатобумажную одежду, китайские халаты, в их обиходе прочное место заняли фарфоровая посуда, керамические и лаковые деревянные изделия. Жили раскольники в добротных, даже изящных, домах, хорошо освещенных благодаря большим застеленным окнам. Южноалтайские крестьяне отличались высоким уровнем зажиточности и всегда жили в большом достатке. Как правило, поэтому большинство из них были долгожителями.

Неизученный богатый исторический опыт хозяйственного освоения старообрядцами такого важного в геополитическом плане региона, как Южный Алтай обуславливает необходимость фундаментального исследования хозяйственной культуры и менталитета старообрядцев Южного Алтая, сумевших создать в досоветское время практически без опеки и поддержки со стороны государства высокорентабельное товарное многоотраслевое хозяйство.

Автор статьи : Мукаева Л. Н

опубликовано в сб. «Культурное наследие народов Сибири и Севера. 4 Сибирские чтения» — СПб.: МАЭ РАН, 2000.

11 Responses
  1. katgift12 :

    Date: Апрель 14, 2009 @ 11:01 дп

    Спасибо большое! Очень интересно, и с названием ясно (а то параллели с масонами как-то смущали). Кстати, я всегда думала, что «Камень» – это старое название Уральских гор. По-моему, оно то и дело встречается в старых описаниях Сибири (но я могу и ошибаться, конечно :) ) Что касается «каменщиков», то здесь в статье такое совсем благостное описание получается, а у народовольцев как-то все больше акцент на конфликты (ну, они сами были «протестанты» по природе, что видели – то и пели). Понимаю, что среди «каменщиков» были те, кто там по двести лет сидели, а еще и беглые всякие, и прочее… Наверняка истина, как всегда, где-то посередине…

  2. admin :

    Date: Апрель 14, 2009 @ 11:15 дп

    katgift12

    Да, встречал название Уральских гор и как Камень, Каменный пояс. На Иврите Кам – «встал,встает»(на пути). А еще встречается и такие названия как Урманские, Рипейские,Гиперборейские_) Так что, думаю, что Камень – довольно распространенное название гор, которое давали переселенцы других областей.

    По староверам информцию еще потом кое-какую выложу. Нужно понимать, что различных направлений веры было довольно много после раскола. И староверчество Южного Алтая – одно из них, и, на мой взгляд, самое уникальное. Именно из-за умения вживаться, безконфликтность, морально-этические и культурные устои. Разговаривая со старыми таежниками, спрашивая о кержаках, узнаешь, что и в послесовествое время, время революции и жестких притеснений старообрядцы не вступали в противоборство, а уходили с насиженных местах в труднодоступные и необжитые края. Поэтому, если и искать середину, я бы больше склонялся все-таки в утопическо-идиллическую картину жизни старообрядцев Южного Алтая:)

  3. katgift12 :

    Date: Апрель 15, 2009 @ 9:11 дп

    В тех источниках, которые я видела, речь шла не о противоборстве каменщиков кому бы то ни было, а о довольно жестоком отношении к ним со стороны царских властей. Властям, надо думать, не очень нравились на Кабинетских землях Алтая общины, которые самоуправлялись, не платили налогов, да еще и маячили в виде «Беловодья» у всей сибирской (и не только) бедноты… Лично мне доводилось знать только московских старообрядцев (они существуют и сейчас), все остальное только по книгам.
    Оффтоп: как обещала, я сделала посты про Дальний Восток и даже попробовала сама поместить их в Ваш журнал, но у меня опять не получилось :(
    Они вот здесь, если сочтете достойными – возьмите:
    http://katgift12.livejournal.com/16895.html
    http://katgift12.livejournal.com/17121.html

  4. admin :

    Date: Апрель 15, 2009 @ 9:25 дп

    katgift12

    Я думаю, что именно вначале, когда Южный Алтай, как и написано, был буферной зоной между Китаем и Россией старообрядцев и поддержали…Да и в дальнейшем, видимо одно время не трогали. Ну, а потом, я думаю вы правы, свободолюбие и своеволие, которое распространяли вокруг себя раскольники, мало могло понравиться тем, кто сидел «в верхах».

    Кстати, вот начинаешь тему «копать» и понимашеь, что еще один пласт истории, а значит и приключений интересен, а рук уже и не хватает. То же старобрядчество можно изучать и изучать…

    PS Ну, не получилось, не страшно – сами поработаем! Спасибо! Сегодня обязательно почитаю…

  5. lara :

    Date: Май 28, 2009 @ 8:35 дп

    Хотелось бы уточнить авторство данной статьи, поскольку она приведена без указания издания (г.С.-Петербург) и авторства.
    Автор.

  6. admin :

    Date: Май 28, 2009 @ 9:15 дп

    lara, Добрый день!

    Статью прислал один из членов Клуба, поэтому и автор и издание незнакомо.
    Как понимаю, автор это вы…Приносим за сим свои извенения, и готовы тот час же указать ваше авторство, сделать ссылку на издателя и любой вас устраивающий вариант…

    PS Вами указанная электронка не работает…

  7. PK :

    Date: Октябрь 19, 2009 @ 9:43 пп

    Автор статьи – Мукаева Л. Н., опубликовано в сб. «Культурное наследие народов Сибири и Севера. 4 Сибирские чтения» — СПб.: МАЭ РАН, 2000.

    Информация – здесь: http://umitest.kunstkamera.ru/science/publikacii_i_izdaniya/iv_sibirskie_chteniya/

  8. admin :

    Date: Октябрь 20, 2009 @ 4:56 дп

    PK, спасибо! Добавлено авторство в текст.

  9. PK :

    Date: Октябрь 20, 2009 @ 2:56 пп

    Добавьте, пожалуйста, и информацию об исходной публикации – так будет корректне.

  10. PK :

    Date: Октябрь 26, 2009 @ 1:42 пп

    Спасибо за оперативность

  11. admin :

    Date: Октябрь 27, 2009 @ 4:36 дп

    PK, да не за что. Побольше бы авторы публиковались еще :)

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.