“Татра” в Новокузнецке

6:22 пп Земля Кузнецкая, История

Многие не раз видели этот проезжающий мимо вагончик трамвая службы пути. И неудивительно, так как он единственный в своем роде не только в Новокузнецке, но и во всем Кузбассе.

А ведь когда-то в 80-х годах прошлого уже века такие вагоны составляли основу подвижного состава трамвая в нашем городе. Чехословацкие вагоны модели “Татра-Т3” большей частью поступали в первое трамвайное депо и работали на маршрутах № 1, 3, 4, 5 и 12, которые проходили по большей части по Центральному району.

Для справки: трамвай “Татра Т3” – четырехосный моторный трамвайный вагон, серийно выпускавшийся концерном “ЧКД Татра-Смихов” в городе Прага в 1963 – 1987 годах. В общей сложности в города бывшего СССР поступило 11368 вагонов этой модели. Большую часть таких трамваев тогда получала Москва.

В то время этот вагон считался верхом совершенства в трамваестроении: округлый дизайн ва-гона с широкими лобовыми стеклами, салон с мягкими сиденьями и люминесцентным освещением (что в ту пору было новинкой, такого освещения не было даже в троллейбусах и автобусах), плавный ход, качество сборки из чешских комплектующих. Им были довольны все – и пассажиры, и эксплуатационники. Недаром эти вагоны поступали в те времена только в лучшие трамвайные хозяйства страны.
Из четырех трамвайных хозяйств Кузбасса эти машины получало только Новокузнецкое. Остальным городам – Прокопьевску, Осинникам и даже областному центру приходилось довольствоваться отечественными трамвайными вагонами. И в настоящее время в некоторых городах (Екатеринбург, Барнаул, Курск, Нижний Новгород и другие) эти трамваи составляют основу подвижного состава.

Трамвайщики этих городов так “влюбились” в “Татру”, что реанимируют эти вагоны до последнего, хотя у них уже давно кончился срок эксплуатации, заявленный производителем (выпуск вагонов заводом прекратился в 1987 году).

Но вернемся в наш город. Если в Москву первые “Татры” поступили в 1963 году, то Новокузнецк первую партию из 55 вагонов получил в 1967 – 1969 годах. В тот же период 30 вагонов “Татра-Т3” поступили в Иркутск, но уже в 1972 году большая их часть была передана в Новокузнецк. Иркутские трамвайщики так и не смогли наладить работу этих вагонов. Новая зарубежная техника требовала квалифицированного обслуживания. Таким образом, только Барнаул и Новокузнецк, единственные города к востоку от Урала, смогли наладить эксплуатацию чешских вагонов.

В 1975 – 1976 годах Новокузнецк получает очередную партию из 30 вагонов “Татра”, в 1977-м – еще 10 вагонов. Первые партии вагонов вплоть до 1978 года в города бывшего СССР поставлялись в двухдверном варианте, чтобы ограничить возможности бегства “зайцев”. Затем, при переходе на бескондукторное обслуживание (помните пресловутые билетные кассы и компостеры в вагонах?), вагоны поставлялись в трехдверном варианте.

Следует отметить, что чехословацкие вагоны могли вполне спокойно работать по системе многих единиц (СМЕ). “СМЕ” – жаргонный термин трамвайщиков, означавший “сооружение” двухвагонных и даже трехвагонных составов. При этом все управление системой осуществлялось только из первого (ведомого) трамвая.

В период 1979 – 1982 годов Новокузнецк получает еще партию вагонов “Татра-Т3” из 75 вагонов. Причем часть вагонов поступила и в трамвайное депо № 3. Теперь их можно было увидеть и в Байдаевке, на маршрутах 2, 6, 8.
30 вагонов в 1983 – 1985 годах поступает в первое трамвайное депо. И, наконец, последняя партия из 10 вагонов (им присвоили инвентарные номера 201 – 210) поступает в 1986 году. Затем завод в Праге прекратил выпуск этих трамваев в пользу более усовершенствованной модели “Т6”. Трамваи “Татра-Т6” также эксплуатировались в нашем городе, история их также уникальна, и мы расскажем об этом в одном из номеров “Кузнецкого рабочего”.

Так как завод в Праге прекратил выпуск вагонов, то уже начиная с 90-х годов, в период массового поступления в город отечественных вагонов Усть-Катавского завода началось и массовое списание вагонов “Татра-Т3”. Кроме того, новые вагоны “Татра” в основном сразу выпускались на самый длинный и в то же время самый “криминальный” маршрут № 4. Отчего быстро портились сиденья, внутренняя обшивка. Проработав всего 2-3 года, новые вагоны на маршруте № 4 быстро выходили из строя. При отсутствии запасных частей они просто списывались, хотя и не отслужили нормативный срок эксплуатации.

Что еще можно сказать о вагонах “Татра”. Увы, их “эпоха” в нашем городе прошла. Остался только один вагон данной модели, единственный во всем Кузбассе и к востоку от Урала. Но он не пассажирский, а служебный (когда-то переделанный из пассажирского), и стоит на балансе МКП “Трамвайные пути ГЭТ” (директор Светлана Александровна Деминова). По последним сведениям, и этот вагон с инвентарным номером “С‑11” собираются списывать.

Автор: Артём Волков, Владислав Прудников
Источник: Кузнецкий рабочий, Выпуск № 117 (19202) Четверг, 6 октября 2011 года

Leave a Comment

Your comment

You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.